Форум "В Керчи"

Всё о городе-герое Керчи.
Текущее время: 29 сен 2020, 12:57
Книга Памяти Керчи Крым - твой! О Крыме и отдыхе в Крыму. Крымский форум


Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Еникальский маяк
СообщениеСообщение добавлено...: 26 ноя 2013, 21:46 
В сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 20033
Изображения: 0
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 5235 раз.
Поблагодарили: 8666 раз.
Пункты репутации: 75
Еникальский маяк


Еникальский маяк — действующий маяк, расположенный на мысе Фонарь — самой восточной точке Крымского полуострова, у входа в Керченский пролив из Азовского моря. Неподалёку от маяка возвышается обелиск, установленный в память о воинах, павших в боях за освобождение Керчи в годы Великой Отечественной войны. Ближайший к маяку населённый пункт — посёлок Подмаячный.

История


Античность
Первое упоминание о маячном огне на мысе Фонарь приводится в периплах Скилака, датированных 350 годом до н. э.

Российская империя

В 1820 году для обеспечения прохода кораблей через Керченский пролив был построен маяк, названный Еникальским — по имени крепости Ени-Кале, находившейся в 5 км южнее. Источником света служили 12 фитильных ламп на сурепном масле.

Изображение

Смотрителем маяка в те годы обычно назначали отставного офицера, а в служители шли местные жители, они чистили маяк, убирали и проводили мелкий ремонт.
В 1861 году в маяке установили френелевский оптический аппарат с керосино-фитильным освещением. Такие оптические аппараты в то время умели производить лишь Франция и Великобритания, поэтому аппаратура для Еникальского маяка была закуплена за границей, общая стоимость оборудования составила около 200 тыс руб. С 1898 года на Еникальском маяке стали использовать керосино-калильный аппарат.

Великая отечественная война

До Великой Отечественной войны маяк являлся старейшим в Крыму. В 1941 году смотритель маяка Михаил Николаевич Егоров эвакуировал аппаратуру маяка на таманский берег. В мае 1942 года батареи 571-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона держали оборону против наступающих в районе маяка немецких танков. Старший краснофлотец Александр Филимонов корректировал огонь советских батарей. При появлении немецких танков над маяком подняли флаг, вызывающий на себя огонь с косы Чушка. Маяк был разрушен снарядами, осажденные в маяке гидрографы, обеспечивавшие переправу отступающей Красной армии, погибли. В 1943 году маяк возобновил освещение временным фонарем, установленным на развалинах башни. После освобождения Керчи в 1944 году аппаратуру маяка привезли обратно. В 1946 году на месте разрушенного маяка поставили временную деревянную башню высотой 20 метров с фонарным сооружением наверху.

Современность

В 1953 году построена современная каменная башня маяка, сооружено маячно-техническое здание, где установлены дизель-электрические агрегаты и стационарная аккумуляторная батарея. Старый светооптический аппарат был смонтирован с новым источником света — электрической лампой. В 1957 году ставится более совершенная оптическая система ЭМВ-3.
В 2002 году на Еникальском маяке установили контрольно-корректирующую станцию морской дифференциальной подсистемы ГЛОНАСС-GPS.
Источник

Изображение

_________________
Изображение Изображение



За это сообщение автора Руслан поблагодарили - 3: bliss, Серго, putnik
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Еникальский маяк
СообщениеСообщение добавлено...: 16 янв 2014, 17:24 
В сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 20033
Изображения: 0
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 5235 раз.
Поблагодарили: 8666 раз.
Пункты репутации: 75
Луч над курганами.


Белокаменная башня Еникальского маяка у обрывистого мыса Фонарь восточной оконечности Керченского полуострова вот уже почти два века указывает безопасный путь кораблям, идущим Керченским проливом, и сторожит покой окружающих ее древних сарматских курганов.


С чего начиналась история.


В VI веке до н.э. греки-колонисты, переселенцы из Милета, в вершине обширной бухты западного берега Боспора Киммерийского основали город Пантикапеи (Керчь). По описанию греческого географа и историка Страбона «Пантикапея, про стираясь на двадцать стадий вокруг (1 стадий=174.5 м), расположена амфитеатром по скату горы и защищена акрополем». Она имела укрепленный порт, верфи и открытую гавань для торговых судов. «Вначале, – сообщает Страбон, – Пантикапея была не зависимой республикой, а потом подпала под власть «тиранов» и сделалась столицей Боспорского царства, которое нередко принимало участие в делах древнего мира, а потом подчинилось знаменитому Митридату Евпатору, царю понтийскому, и вслед за тем окончило свое существование под властью римлян».

На берегу самого узкого места пролива первопоселенцы для защиты города от набегов северных варварских племен построили военное укрепление Парфениум, а по ночам в бойницах оборонительных башен жгли смоляные факелы, указывая путь своим кораблям. Мыс стали называть Фонарь, что в переводе с греческого означало светильник. Так появился прообраз будущего маяка.

В Северной войне (1700–1721) за прибалтийские земли Османская империя участвовала на стороне шведов, имея целью отодвинуть границы России от Черного моря. Для блокирования прохода русских судов через Керченский пролив турки на месте взорванного в XVI веке казаками генуэзского укрепления «Виран Килиседжик» («Разрушенная Церквушка»), расположенного в пяти километрах южнее развалин древнего Парфениума, в 1703 году построили мощную хорошо вооруженную крепость Ени — Кале (Новая крепость).

Из ее каменных бойниц отлично просматривалась панорама подходов к Керченскому проливу со стороны Азовского моря. Коса Чушка, вдающаяся в сторону керченского берега, каменные прибрежные отмели и кусты вбитых турками в морское дно дубовых свай заставляли проходящие суда совершать частые маневры, в непосредственной близости от крепостных стен подставляя свои борта под орудия береговых батарей. Но через шестьдесят лет Османская империя, потерпев разгром на суше и на море, по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору (1774) передала России Кубань, Азов, Таганрог, Керчь, Ени-Кале, Кинбурн и побережье между Днепром и Бугом. Манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны, под Российскую державу», подписанный Екатериной II, позволил приступить к строительству военно-морского флота на Черном море и активному освоению Крыма.

Изображение


Высочайшим указом от 28 марта 1775 года, графу Алексею Орлову предписывалось начать немедленное формирование греческой общины в Крыму на базе греков Албанского войска, участвовавшего в боевых действиях на стороне России. Поселенцам гарантировалось учреждение в Керчи и Ени-Кале «свободного и вольного» порта, строительство домов и храмов в новых местах за счет казны, освобождение от уплаты налогов на 30 лет, право торговли во всех русских городах и портах.

С 1776 года возле стен Еникальской крепости стали устраивать ежегодные осенние ярмарки, собиравшие в Керченском проливе целые флотилии судов под флагами многих государств. Черноморский флот, насчитывавший к концу XVIII века более 58 вымпелов боевых кораблей, круглогодично проводил учения и совершал многодневные походы вдоль всего черноморского побережья. Это потребовало принятия срочных мер по обеспечению безопасности прибрежного мореплавания. Лишь в 1816 году благодаря энергии и настойчивости Л. В. Спафарьева по его проекту на Херсонесском и Тарханкутском мысах поднялись первые на Черном море 36-метровые каменные маячные башни. На очереди стояли Еникальский и Инкерамнские створные маяки.

Немного гидрологии.


Неглубокий (от 5 до 17 м) 22-мильный Боспор Киммерийский, соединяющий Черное и Азовское моря, южным входом имеет мыс Такиль (45°06′N, 36° 27′E), а северным выходом – мыс Хрони (45°26′N, 36°35′E). Пролив изобилует опасностями. Особенно коварны в навигационном отношении районы мысов Ени-Кале и Фонарь, где Церковные банки – отмели с глубинами менее 80 сантиметров, кусты свай и рыболовные сети почти вплотную подсту пают к судовому ходу Керчь-Еникальского канала прорытого еще в 1874 году. В проливе, особенно с сентября по апрель, преобладают ветры северо-восточных и восточных направлений. Зимой не редки затяжные «штормы Азовского моря», когда при морозе 10–15 градусов скорость ветра достигает 25 метров в секунду.

Летом над проливом часто проносятся смерчи. С усилением ветра быстро развивается и волнение мелководного моря. Уже через 2–4 часа после ухудшения погоды оно достигает трех-четырех баллов по шкале Бофорта. В районе мыса Фонарь короткие и крутые волны, со средней высотой до полутора метров, мы, к сожалению, не знаем. Капитальный, каменный маяк, названный Еникальским, здесь поставили лишь в 1820 году. Изначально он находился в ведении Гражданского ведомства и содержался на средства местного купечества, и лишь в 1829 году его передали в ведение Гидрографической части Николаевского порта, впоследствии (1886) преобразованной в Дирекцию маяков Черного и Азовского морей, и он приобрел государственный статус.

Поскольку маяк считался частным владением, то о том, как он выглядел после постройки, мы узнаем не от специалистов гидрографов, что казалось бы естественным, а от бывшего начальника Керченской таможни, комиссара по медицинской части Еникальской крепости во время чумы 1812 года, выдающегося археолога – исследователя Боспорского царства Поля Дюбрюкса. Первое официальное упоминание о маяке имеется в «Описании маяков на берегах Азовского моря», составленном 18 сентября 1828 года управляющим Черноморским депо карт подполковником Н. М. Кумани: «Маяк Еникальский находится на мысе Фонарь для показания входа в Еникальский пролив, отстроен в 1820 году, наружная его часть из тесанного, подбеленная, а внутренняя из бутового камня выщекатуренная; освещается фонарем с 9 рефлекторами».

Изображение


Осветительный аппарат


Осветительный аппарат – сердце любого маяка. Его луч должен быть ярким и соответствовать заданной характеристике, указанной на штурманских картах. В 20-е годы XIX века для освещения маяков использовали масляные (обычно сурепные) лампы, устанавливаемые в фокусе полированных гиперболических рефлекторов-отражателей. Такой способ освещения назывался катоптрическим (отражательным).

В России изобретатель-самоучка Иван Кулибин, независимо от англичан и французов, в 1779 году с помощью горящей свечи, установленной в фокусе «составного зеркала», получил яркий отраженный свет. Отражательные приборы стали называть рефлекторами. Их изготавливали из деревянных или жестяных шаровых сегментов, покрывая внутреннюю поверхность мелкими кусочками посеребренного стекла (зеркалами). Диаметр рефлекторов варьировал в широких пределах от 0.5 до 3.5 метров. На оптической оси поставленного на ребро рефлектора размещали плошку с маслом таким образом, чтобы середина пламени находилась в фокусе отражателя. Потом вместо плошек стали использовать рожковые лампы, а чтобы не заслонять свет, резервуар с маслом убрали за рефлектор.

В маячном деле способ опробовали в 1780 году французы на Кордуанском маяке. Там на вертикальной стойке установили 80 полусферических отражателей с лампами. Однако с первых же опытов стало ясно: то, что годится для освещения улиц, не подходит для маячного дела. Рефлекторы большую часть света рассеивали впустую, а плоские светильни, даже с тремя фитилями, давали больше копоти, чем огня. Огорченные новаторы разобрали свое детище и снова вернулись к углю и дровам…

Идея швейцарского ученого Эмме Арганда, реализованная в 1782 году, оказалась невероятно простой. В обычной лампе он заменил плоский фитиль трубчатым. Хлопчатобумажный цилиндр, как и прежде, пропитывался жидким горючим, а вот воздух, в отличие от прежних ламп, омывал фитиль с внутренней, центральной, и внешней, ограниченной стеклянной колбой, сторон. Благодаря большому притоку воздуха на торце полого фитиля горело яркое, устойчивое и компактное пламя.

Мощность светового излучения легко варьировалась вводом в зону горения дополнительных (от трех до восьми) коаксиально расположенных на головке лампы фитилей. Удовлетворительно решился и вопрос с фокусировкой световых лучей. Сферические рефлекторы заменили параболическими отражателями из листовой меди с посеребренной и тщательно отполированной внутренней поверхностью. Нашлась и светлая голова – французский инженер Тейлер, объединивший в одно устройство лампу Арганда и параболический отражатель. Такие устройства появились в 1783 году и получили название фотофоров.

Изображение


В 1790 году двенадцать фотофоров диаметром по 812 мм установили на Кордуанском маяке. Их разместили на стойке по кругу (через 1200) тремя вертикальными группами по четыре фотофора в каждой. Вся конструкция приводилась во вращение шестеренчатым механизмом. Так впервые получили проблесковый огонь. Для кругового освещения фотофоры располагали в шахматном порядке, равномерно распределяя по окружности ярусами (как правило, не больше четырех). В этом случае при вращении получался непрерывный кольцевой сноп света. Катоптрический способ освещения оказался весьма удачным и в кратчайшие сроки был внедрен на большинстве маяков мира.

В России рефлекторы впервые применили для освещения Кокшерского (Кери) маяка на Финском заливе в ноябре 1803 года, а в 1820 году, как мы знаем из сообщения Поля Дюбрюкса, 9 фотофоров составили осветительный аппарат Еникальского маяка. После 15 лет работы деревянный фонарь пришел в полную негодность, и его заменили чугунным с медным куполом. В металлические рамы установили полированные стекла. Всю конструкцию пришлось на золото покупать во Франции. Число фотофоров увеличили до 12. После этих усовершенствований маяк добросовестно и без сбоев в освещении проработал четверть века. В ноябре 1860 года на маяке началась серьезная модернизация.

Отслуживший свое рефлекторный осветительный аппарат заменили перворазрядным френелевским светооптическим аппаратом, по внешнему виду напоминавшим большой хрустальный кубок, набранный из преломляющих стеклянных линз особой конструкции. Он теперь стал проблесковым, вертящимся. Чтобы обеспечить такую характеристику, оптический аппарат установили на кольцевой поплавок, опущенный в металлическую ванну с ртутью. Освещение новым осветительным аппаратом маяк начал 13 октября 1861 года.

При благоприятных условиях его огонь открывался за 30 миль, что значительно повысило безопасность плавания в этом районе. Общая стоимость оборудования, закупленного за границей, составила более 200 000 рублей. За время монтажа все маячники во главе со смотрителем прошли специальный курс обучения. После реконструкции маяк обслуживали смотритель и 6 служащих, которые каждый год проходили переаттестацию. Им продлевали контракт лишь после успешно сданных квалификационных испытаний.

Падающая башня


После суровой зимы 1880 года зарядили сильные дожди. В конце марта смотритель маяка обнаружил, что башня с восточной стороны осела почти на два вершка (около 9 сантиметров) и опасно наклонилась. С получением доклада о наклоне башни в Дирекции маяков, по приказанию командующего Черноморским флотом адмирала М. П. Манганари срочно создали специальную комиссию. Прибыв на маяк, специалисты установили причину: размыв глинистого грунта дождевой водой, просочившейся под подошву фундамента и скопившейся в подвале маяка.

Выявились и недостатки конструкции, способствовавшие возникновению аварийной ситуации: очевидно, в целях экономии, при строительстве маяка фундамент сделали не сплошным, как это обычно практиковалось, а кольцевым. При общем весе каменной кладки 60 тысяч пудов (982.5 т) фундамент просел в пропитанный водой глинистый грунт. После выравнивания высота башни уменьшилась на 40 сантиметров.

Уникальная инженерная операция по выравниванию башни обошлась казне в 890 рублей. Башня благополучно простояла до начала 40-х годов XX века и была разрушена лишь во время Второй Мировой войны (1941 – 1945) в ходе кровопролитных боев за Керчь. Летом 1898 года на маяке заменили устаревший источник света керосинокалильной горелкой. При значительно меньшем расходе керосина, он обеспечивал большую яркость огня. И все же плавание в районе мыса Фонарь оставалось небезопасным.

Изображение


Предательская отмель мыса Ахиллеон, расположенная в 1.9 мили к NE от основания косы Чушка, трудность, особенно в штормовую погоду, определения места поворота в четвертое колено Керчь-Еникальского канала, не раз приводили к посадкам судов на мель. По просьбе капитанов в 1911 году характеристику маячного огня изменили. Теперь он стал двухцветным, секторным, проблесковым. Белый огонь светил в секторах от 339.5° до 54° и от 129.5° до 219.5°, а красный — от 54° до 129.5°. При такой расцветке, северная граница красного огня проходила по отмели мыса Ахиллеон вдоль изобаты 30 фут, а южная граница указывала на близость четвертого колена Керчь-Еникальского канала. Эта характеристика огня сохранялась до 2010 года, когда при очередной модернизации электрический ламповый источник света заменили специальным светодиодным модульным и отказались от секторного огня.

Годы испытания


В истории нашего государства первая треть XX века осталась как время великой смуты. В огне революций, Первой мировой войны и братоубийственной сечи погибли миллионы сограждан, огромные материальные государственные ценности и безвозвратно оборвалась духовная связь целых поколений. Что происходило в это тревожное время на маяке, кто его обслуживал и как он работал, мы не знаем. Однако, судя по документам, сохранившемся у черноморского гидрографа-ветерана Бориса Евсеевича Пукина, и из севастопольской Морской библиотеки им. адмирала М. П. Лазарева, в 20–30 годы маяк действовал.

В период Великой Отечественной войны (1941–1945) Еникальский маяк оказался в зоне ожесточенных боев. С началом Крымской оборонительной операции (18 октября – 16 ноября 1941 года) Керчь стала прифронтовым городом. По приказанию командования Черноморского флота, всю маячную аппаратуру срочно демонтировали и отправили на Кавказ. Служащие во главе со смотрителем маяка Михаилом Николаевичем Егоровым перешли на манипуляторный режим освещения, используя переносные створные электрические фонари, которые включали по особому указанию для прохода проливом наших кораблей.

Во второй половине октября вражеские бомбардировки стали массированными, а 9–10 ноября на окраине Керчи начались ожесточенные бои. В районе маяка развернули зенитно-артиллерийскую батарею 571-го отдельного артиллерийского дивизиона. 18 мая 1942 года, когда враг вновь овладел городом, освобожденным Красной армией 30 декабря 1941 года, на подавление артиллерийской батареи немцы послали танки. Когда машины со свастикой показались из-за горы Хрони (лежит в двух милях к WNW от мыса Фонарь), начальник манипуляторного поста старший краснофлотец Александр Филимонов, корректировавший стрельбу, поднял над башней сигнальный флаг «Красный с косицами» означающий по своду сигналов «Веду огонь», а в данной ситуации «Вызываю огонь на себя».

Советские батареи с косы Чушка уничтожили ворвавшиеся в маячный городок фашистские танки, наступление было приостановлено, но при этом маяк и прилегающие к нему помещения оказались полностью разрушенными. Погибли и личный состав батареи, и гидрографы, обеспечивавшие переправу советских войск на Таманский полуостров. С приходом советских войск для гидрографического обеспечения кораблей Черноморского флота на развалинах маячной башни установили временный манипуляторный фонарь, а в 1946 году поставили 20-метровую ажурную деревянную башню с фонарным сооружением и возвращенным после эвакуации светооптическим аппаратом.

К началу 1951 года специалисты севастопольского Военморпроекта под руководством архитектора Ивана Григорьевича Головачева сдали на утверждение всю техническую документацию на строительство нового Еникальского маяка, а в к лету 1952 года возвели восьмиквартирный жилой дом и здания служб, через год закончили строительство 26-метровой башни. А в память о погибших защитниках маяка каждый год 18 мая вновь отстроенная маячная башня украшается флагами расцвечивания.

В 1957 году светооптический аппарат с ртутным вращательным механизмом, верой и правдой отслуживший 96 лет, заменили новым, современным светооптическим аппаратом ЭМ-35/2, с электрическим приводным механизмом. Восстанавливал маяк и налаживал его работу Онуфрий Гаврилович Вальчук. В 1991 году его на маяке сменил Сергей Устинович Харламчук. Нынешний смотритель маяка Виталий Николаевич Мындра, продолжая традиции своих предшественников, содержит все техническое оборудование маяка в образцовом состоянии, а еще, как признался он мне в беседе, лелеет мечту восстановить историю этого уникального гидрографического сооружения. Успехов Вам на этом пути, Виталий Николаевич…

Сергей Аксентьев.

Источник: «Катера и Яхты», №241.
Взято здесь.

_________________
Изображение Изображение



За это сообщение автора Руслан поблагодарил: putnik
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Еникальский маяк
СообщениеСообщение добавлено...: 26 окт 2014, 12:35 
В сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 20033
Изображения: 0
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 5235 раз.
Поблагодарили: 8666 раз.
Пункты репутации: 75
Изображение

Изображение

Изображение

_________________
Изображение Изображение



За это сообщение автора Руслан поблагодарили - 2: Pilot, putnik
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Еникальский маяк
СообщениеСообщение добавлено...: 16 янв 2015, 20:57 
Не в сети
Новичок
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 фев 2012, 02:33
Сообщений: 36
Изображения: 0
Откуда: Россия, Ярославль.
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Пункты репутации: 0
Привет! Интересно было почитать. А про другой маяк нет подобной инфы?
Изображение

Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Еникальский маяк
СообщениеСообщение добавлено...: 16 янв 2015, 21:21 
В сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 20033
Изображения: 0
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 5235 раз.
Поблагодарили: 8666 раз.
Пункты репутации: 75
genura писал(а):
Привет! Интересно было почитать. А про другой маяк нет подобной инфы?


Кыз – Аульский маяк

_________________
Изображение Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Еникальский маяк
СообщениеСообщение добавлено...: 01 сен 2020, 18:12 
В сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 20033
Изображения: 0
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 5235 раз.
Поблагодарили: 8666 раз.
Пункты репутации: 75
К 200-летнему юбилею Еникальского маяка


21 августа 2020 исполнилось 200 лет Еникальскому маяку, расположенному на самой восточной оконечности Крымского полуострова - мысе Фонарь.

Боспор Киммерийский (современный Керченский пролив) с древних времен использовался в качестве судоходного морского пути, поэтому первые сведения об огне, зажигаемом на мысе Фонарь для облегчения плавания кораблей, относятся к военному укреплению Парфениум, построенному греками - колонистами на мысе Фонарь и упоминаемому еще в 350 г. до н.э.

Первый каменный маяк на мысе Фонарь, как полагают ученые археологи, появился в период правления царя Понтийского царства Митридата VI Евпатора (132 - 63 гг. до н.э.).

В XVIII веке вслед за заключением Кючук-Кайнарджийского мирного договора (1774 г.) и присоединением Крыма (1783 г.) к России последовало бурное развитие военного и торгового судоходства в Черном, Азовском морях и Керченском проливе, однако маяков, обеспечивающих безопасность прибрежного мореплавания на указанных акваториях, у России не было до начала XIX.

Лишь в 1816 году, благодаря энергии и настойчивости директора маяков Балтийского моря Л.В. Спафарьева и по его проекту, на Херсонесском и Тарханкутском мысах поднялись первые на Черном море маяки. На очереди были Еникальский и Инкерманские створные маяки.

Однако капитальный каменный маяк на мысе Фонарь был построен в 1820 году на средства таможенных сборов, добровольных взносов керченского купечества и керченской городской казны. Изначально маяк находился в ведении Гражданского ведомства и содержался на средства местного купечества, лишь в 1829 году его передали в ведение Гидрографической части Николаевского порта. Свое название маяк получил от расположенной неподалеку крепости Ени-Кале.

Бывший начальник Керченской таможни, комиссар по медицинской части Еникальской крепости во время чумы 1812 года, выдающийся археолог-исследователь Боспорского царства Поль Дюбрюкс в 20-30 годах XIX века производил обширные раскопки древнего Парфениума и был свидетелем строительства маяка, сообщает об этом в своем 2-х томном собрании сочинений: «Маяк, воздвигнутый в 1821 году - это круглая башня о семи саженей высоты и трех в диаметре; он расположен в четырех верстах севернее Еникале, у входа в пролив, левее мыса - на самом возвышенном месте горы, примерно на двести саженей от берега Азовского моря; имеет четыре этажа, кроме подвала внизу. На первом этаже квартируют солдаты, несущие стражу, на втором смотритель или надзиратель; внутрь проникают по узкой лестнице. Над четвертым этажом из досок устроен барабан или фонарь; три больших окна выходят на Азовское море. Источник света, состоящей из девяти ламп, виден с моря за тридцать или тридцать пять верст; однако смотритель заверял меня, что этот источник очень слаб и, что он должен бы иметь тринадцать ламп, в остальном это очень прочная и складная конструкция».

Изображение


Первое официальное упоминание о маяке имеется в «Описании маяков и знаков Черного и Азовского морей», издания 1851 года: «маяк каменный, белый, построен в 1820 году при входе из Азовского моря в Керченский Пролив, на возвышенности мыса Фонаря, в 300 саженях от ближайшего берега Азовского моря и в 2 ½ милях на NO 44º (37º) от Крепости Еникале. Освещается 12-ю лампами, с рефлекторами. Огонь постоянный, обыкновенного цвета, возвышенный от поверхности моря на 403 ½ фута, освещает горизонт от NNW, чрез N, О, до SWtS½W на 21 милю. Высота здания с фонарем: от основания... 71½ фут от поверхности моря 412½ фут Широта 45°23'12''N, долгота 6°20'7''О-я. Маячный городок окружен каменной оградой, в маячном городке расположены здания: помещение для смотрителя и для нижних чинов, магазины, сарай, кладовая. В длинном флигеле помещается смотритель, 6 человек маячной прислуги и кладовые. В северо-восточном углу ограды находится сарай. Провизией и топливом маячная прислуга снабжается от Керченского адмиралтейства, которое находится в 14 верстах. Пресная вода в 3½ верстах, привозится на волах. Огонь белый вертящийся, высота огня 68 фут. Период огня 1 минута».

Указанные выше разные даты рождения Еникальского маяка объясняются просто: Поль Дюбрюкс считает с момента начала регулярного освещения, а гидрографы с момента завершения строительства башни.

Со временем деревянное фонарное сооружение пришло в полную негодность и 1835 году его заменили на чугунное с медным куполом. В металлические рамы установили полированные стекла, число фотофоров, как сказано в описании 1851 года, увеличили до двенадцати. После этих усовершенствований маяк добросовестно прослужил четверть века.

В 1859 году в Англии на заводе братьев Чане были заказаны фонарные сооружения и светооптические аппараты для Одесского и Еникальского маяков. В ноябре 1860г. аппаратуру доставили в Одессу и Керчь, и на маяке началась серьезная модернизация. Отслуживший свое рефлекторный осветительный аппарат, заменили перворазрядным френелевским аппаратом, отказались и от сурепного масла в лампах Арганда. Их заменили новыми керосино-фитильными горелками, создававшими яркое сильное пламя.

Изменилась и характеристика маяка, он теперь стал проблесковым, вертящимся. Чтобы обеспечить такую характеристику, оптический аппарат установили на кольцевой поплавок, опущенный в металлическую ванну с ртутью. Аппарат был огромным, занимал площадь большой комнаты, и стоил около 200 тысяч золотых рублей.

Переоборудование заняло почти два года, поэтому на время работ, рядом с башней на специальных козлах установили старый аппарат, который и светил по ночам морякам. Освещение новым осветительным аппаратом маяк начал 13 октября 1861 года. При благоприятных условиях его огонь открывался за 30 миль, что значительно повысило безопасность плавания в этом районе.

Для работы с новым оборудованием все маячные служащие прошли специальный курс обучения. Вахты стали более напряженными, а ответственность обслуживающего персонала возросла многократно. Все служащие каждый год проходили переаттестацию. Им продлевали контракт лишь после успешно сданных квалификационных испытаний.

В марте 1880 года после суровой зимы и сильных дождей смотритель маяка обнаружил, что башня с восточной стороны осела почти на 2 вершка (около 9см) и опасно наклонилась. Причиной этого явился размыв грунта под фундаментом башни. По приказанию командующего Черноморским флотом адмирала М.П. Манганари были проведены работы по осушению подвала маяка и осмотру конструкции. В результате осмотра трещин в стенах и сводах маяка выявлено не было, и было принято решение о проведении работ по выпрямлению башни. Перед выполнением работ дорогостоящая оптика, вращательный механизм были демонтированы, из ванны вращательного аппарата была слита ртуть.

Чтобы не создавать аварийных ситуаций на море, рядом была построена временная деревянная башня, в вершине которой установили старый рефлекторный аппарат.

Около года стояла наклонной башня маяка, напоминая известную Пизанскую. В начале 1881 года «башня маяка приведена в прежнее вертикальное положение осадкой другого бока её противоположного осевшему, фундамент башни упрочен и сделан отвод воды для предупреждения в будущем повторения наклона башни». В результате проведенных работ высота башни маяка уменьшилась на 40 сантиметров.

В 1898 году на маяке заменили устаревший к тому времени источник света на новую керосинокалильную горелку. При значительно меньшем расходе керосина он обеспечивал большую яркость огня.

В 1911 году, для повышения безопасности мореплавания в северной части Керченского пролива и в районе мыса Ахиллеон, характеристику маячного огня изменили. Теперь он стал двухцветным, секторным проблесковым. Белый огонь стал светить в секторах от 339,5º до 54º и от 129,5º до 219,5º, а красный - от 54º до 129,5º. Северная граница красного огня проходила по отмели мыса Ахиллеон вдоль изобаты 30 фут (около 9 метров), а южная граница указывала на близость четвертого колена Керчь-Еникальского канала. Белый огонь, видимый за 27 миль, как и прежде, предупреждал мореплавателей об опасностях мыса Фонарь.

Еникальский маяк без потерь пережил бурные события начала XX века, сохранился как сам маяк, так и установленная на нем аппаратура.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов маяк оказался в зоне ожесточенных боев. По указанию командования Черноморского флота в 1941 году служащими во главе со смотрителем маяка Михаилом Николаевичем Егоровым была срочно демонтирована и отправлена на Таманский берег светооптическая аппаратура.

После успешно проведенной Керченско-Феодосийской десантной операции, на Еникальский маяк высадился начальник манипуляторного поста А.П. Филимонов с моряками-манипуляторщиками и служащими маяка, которые обеспечивали безопасность плавания советских кораблей и судов.

18 мая 1942 года немецко-фашистские захватчики вновь овладели Керчью. В тот же день гитлеровцы атаковали маяк. Личный состав мангруппы Еникальского маяка отражал атаки танков и пехоты противника, однако, когда танки со свастикой вплотную приблизились к маяку, его защитники, поняв, что им не удержаться, вызвали огонь на себя.

Огнем батареи с Косы Чушка фашистские танки были уничтожены, не дав врагу овладеть важным плацдармом, но при этом маяк и прилегающие к нему помещения были разрушены, многие защитники маяка погибли, а раненного Александра Филимонова вместе с оставшимися в живых маячниками ворвавшиеся на маяк фашисты взяли в плен.

Судьба пощадила отважных защитников маяка, во время переправки пленных в Симферополь Филимонову и Егорову удалось бежать. После освобождения Керчи Филимонов поселился в поселке Подмаячный, недалеко от места тех памятных боев. Жив остался и смотритель маяка Михаил Николаевич Егоров. Встретились ветераны в 1953 году на праздновании открытия нового возрожденного из руин маяка.

В начале ноября 1943 года, одновременно с высадкой десанта на Эльтиген, на берег мыса Фонарь высадились советские войска. Сразу после освобождения маяка для гидрографического обеспечения кораблей Черноморского флота на развалинах маячной башни установили временный фонарь, а в 1946 году была построена двадцатиметровая ажурная деревянная башня с фонарным сооружением и возвращенным после эвакуации светооптическим аппаратом.

Учитывая особую важность для судоходства Еникальского маяка, в 1946 году его восстановление включили в план первоочередных работ. К началу 1951 года была подготовлена техническая документация, необходимая для строительства маяка, а в августе того же года на мысе Фонарь начались строительные работы.

Работы по строительству маяка были окончены в 1953 году. К этому времени были построены маячная башня, здание служб, жилой дом, маячно-техническое здание, в котором были установлены дизель-электрические агрегаты и стационарная аккумуляторная батарея, введены в действие радиомаяк (упразднен в 2000 году) и наутофон (упразднен в 1989 году).

В 1957 году светооптический аппарат заменили новым аппаратом ЭМ-35/2 с электрическим приводным механизмом. В 1961 году к маяку была построена ЛЭП и произведено подключение к внешней сети.

В 1965 году был установлен новый вращающийся аппарат ЭМВ-3. Огонь маяка стал групповым-проблесковым (проблеск - 0,3 с; темнота - 2,6 с; проблеск - 0,3 с; темнота - 2,6 с; проблеск - 0,3 с; темнота -7,9 с). Дальность видимости составила: белый огонь - 28 миль, красный - 20 миль. Сектор освещения маяка остался прежним.

В 2001 году на Еникальском маяке была установлена и введена в эксплуатацию контрольно-корректирующая станция морской дифференциальной подсистемы спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/GPS.

С 1 января 2011 года на маяке введена в эксплуатацию береговая радиостанция НАВТЕКС, предназначенная для передачи навигационных предупреждений судоводителям (прекратила действие в 2014 году).

В том же 2011 году вращающийся светооптический аппарат ЭМВ-3 был заменен на проблесковые светодиодные модули основной и резервный в оптической системе 500 мм. Был упразднен красный сектор освещения, в результате маяк стал светить белым огнем в секторе от 339,5° до 219,5°. Дальность видимости маяка сократилась до 17 миль. Характеристика огня осталась прежней групповой-проблесковой.

Что же касается людей, все эти годы работавших на маяке, то сведения о людях, обслуживающих Еникальский маяк со времени его основания и до 1940-х годов практически отсутствуют. В архивах города Керчи сохранились сведения за 1912 год о служителях маяков, расположенных на Керченском полуострове. В том числе смотрителем маяка Еникальский в то время был титулярный советник Александр Петрович Петров, проживающий на маяке (от Керчи 17 верст).

С начала Великой Отечественной войны до конца 1990-х годов смотрителями и начальниками Еникальского маяка в разные годы были Егоров М.Н., Игнатов С.К., Вальчук О.Г., Харланчук С.У., Ткаченко Ю.М., Мажуть А.К.

В настоящее время на Еникальском маяке работает коллектив в составе: начальник маяка Мындра Виталий Николаевич (возглавляет маяк с 1999 года), техник Семеняко Юрий Петрович, смотрители огня Мажуть Елена Александровна и Питенко Андрей Владимирович, которые обеспечивают бесперебойную работу маяка, проводят обслуживания технических средств маяка, маячных зданий и сооружений.

За прошедшее с момента основания Еникальского маяка время произошло множество исторических событий, огромное развитие, особенно в последние десятилетия, получили технические средства кораблевождения и системы обеспечения безопасности мореплавания, однако свет Еникальского маяка по-прежнему встречает и провожает мореплавателей, проходящих через Керченский пролив, и еще не скоро мыс Фонарь на севере Керченского пролива перестанет ассоциироваться, прежде всего, с расположенным на нем маяком.

Источник

Изображение

Изображение

Изображение

_________________
Изображение Изображение



За это сообщение автора Руслан поблагодарили - 2: Серго, putnik
Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group (блог о phpBB)
Сборка создана CMSart Studio
Тех.поддержка форума