Форум "В Керчи"

Всё о городе-герое Керчи.
Текущее время: 16 июл 2018, 14:01
Книга Памяти Керчи Крым - твой! О Крыме и отдыхе в Крыму


Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Каменоломни Аджимушкая. История
СообщениеСообщение добавлено...: 12 авг 2014, 15:06 
Не в сети
Мастер Слова
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 13:21
Сообщений: 424
Откуда: Город Керчь
Благодарил (а): 121 раз.
Поблагодарили: 84 раз.
Пункты репутации: 10
КРЫМФРОНТ-АДЖИМУШКАЙ
О.И. Демиденко, Н.В. Перепелкина
Выпуск 1-й г. Керчь 2003 г.


КАМЕНОЛОМНИ АДЖИМУШКАЯ:
НАЧАЛО РАЗРАБОТКИ, СТАНОВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КАМНЕДОБЫВАЮЩЕГО
ПРОМЫСЛА, БЫТ И КУЛЬТУРА КАМНЕРЕЗЧИКОВ.



История Керчи насчитывает 26 веков, и на протяжении всего этого времени в окресностях города люди добывали прочный, пригодный для строительства известняк-ракушечник. Однако промышленного значения камнедобывающий промысел достиг лишь во второй половине 19 века. К этому периоду исследователи и относят появление подавляющего большинства подземных каменоломен на Керченском полуострове. Добывали камень , как правило , близ города и населенных пунктов, поэтому многие выработки носят названия тех поселков, рядом с которыми находятся. Отдельные системы носят названия, связанные с именами и фамилиями арендаторов, открывших ту или иную выработку.
Наиболее известны и доступны для посещения Аджимушкайские каменоломни, в одной из систем которых открыт музей, посвященный обороне каменоломен в мае-октябре 1942 года. В настоящее время на территории поселка Аджимушкай существует несколько изолированных друг от друга каменоломен: Малые(старое название-Еврейские, верхний ярус -Печечные), Центральные (Большие, состоящие из четырех систем-Греческой, Кировской, Скориковской и Пудовской) , Быковские , Вергопольские(Вергопуловские) и Дедушевы. В нашей работе мы будем упоминать еще и такие названия как Поддикарная и Наружная скалы (каменоломни), однако на сегодняшний день идентифицировать их принадлежность к той или иной системе подземных выработок исследователям не удалось.(1)

1.На сегодняшний день принадлежность скалы Наружной к той или иной из известных нам подземных систем установить не удалось. Что касается скалы Поддикарной, то мы можем высказать следующую гипотезу: она могла быть открыта в уже имеющейся выработке, например, в Старой Аджимушкайской каменоломне (Центральные каменоломни). Если судить по названию, то скала Поддикарная открывалась на нижнем уровне пласта камня. Косвенным доказательством этому служит упоминание в документах Керчь-Еникальской городской Управы того факта, что в Греческой каменоломне добывали более твердый камень - «дикарь». Возможно, скала Поддикарная проходила нижним ярусом под скалой Греческой. Следовательно, вход (въезд) в нее находился под землей (в каменоломне), а в период Великой Отечественной войны был засыпан взрывом кровли: Не исключено, что это может быть завал «Стабилизаторов» на территории Музея истории обороны Аджимушкайских каменоломен.

Не исключено, что эти выработки как и Быковская каменоломня, в настоящее время засыпаны и потому недоступны.Из известных нам, самая большая подземная система - Малые Аджимушкайские каменоломни, общая протяженность которой более 15 км, штольни ее расположены в два яруса, глубина достигает 30 м. Ближе к современному поселку находятся Центральные Аджимушкайские каменоломни - одноярусные, протяженность которых около 9 км, глубиной до 18 м. (2)

2. Точных данных по глубине и протяженности других подземных систем, расположенных на территории поселка Аджимушкай, в нашем распоряжении нет. Характеристики каменоломен приводятся на основании материалов Одесского клуба «Поиск», специалистами которого в 1980-х - 90-х гг. проводилось картографирование каменоломен Аджимушкая. Интересно, что из известных на Керченском полуострове каменоломен, Аджимушкайские не самые большие. Так, Булганакские и Старокарантинские каменоломни трехъярусные, глубина последних достигает 60 м, а протяженность около 40 км.

Каменоломни заложены в пластах меотического известняка-ракушечника, все системы лабиринтового типа, выходы расположены по ломаной линии. Высота штолен различна, в среднем она колеблется от 1.6 м до 2.7 м при ширине от 4 до 7 м, хотя на некоторых участках высота достигает 8 м, а ширина 10 м. Кровля выработок плоская, со следами пропилов, пол завален тырсой и бутом. В каменоломнях абсолютная темнота, влажность около 100%, температура воздуха составляет 9-12 градусов тепла, хотя в некоторых районах не поднимается выше 6 градусов. Поверхность над выработками неровная, так как подвергалась интенсивному воздействию человеческой деятельности и изобилует небольшими карьерами, холмами и валами, образовавшимися в результате вскрыши. Толщина почвенно-растительного слоя над каменоломнями составляет 0.6-0.8 м, под ним маломощный (2-3м) слой светло-бурого суглинка, ниже которого залегает слой известняка.

Подземные выработки Аджимушкая сохранили и донесли до нас следы жизнедеятельности многих поколений керчан и жителей близлежащих поселков. Исторически сложилось так, что сегодня каменоломни Аджимушкая стали наследием и нескольких культур: дореволюционной (время образования подземных систем), революционной (1905-1919 гг.), военной (1941-1944 гг.), советской и постсоветской (с 1945г. по наше время). Глобальные изменения в социуме конкретизировались на местном материале и, накладываясь на особенности локальной культуры, тем самым выявляли ее специфические черты.
Благодаря уникальному стечению обстоятельств, насытивших каменоломни поселка Аджимушкай следами историко-культурных событий, этот объект десятки лет привлекает к себе внимание историков, спелеологов и военных поисковиков. Но, по понятным причинам, наиболее изучены в истории Адимушкайских каменоломен военный и революционный периоды.
История появления подземных систем в районе поселка Аджимушкай и на Керченском полуострове в общих чертах известна узкому кругу специалистов. Но публикаций , прямо посвященных этому вопросу нет. В разные годы отдельные исследователи в своих работах касались данной темы, но лишь в контексте выбранного ими объекта изучения и без привлечения широкой документальной базы. Что же касается таких вопросов как: этапы развития камнедобывающего промысла, организация и порядок добычи камня, образ жизни камнерезчиков на рубеже 19-20 веков, - то они практически не затрагивались. В предлагаемой работе мы, возможно, впервые попытались в какой-то степени восполнить этот пробел.
В процессе работы над статьей были использованы различные документы Керчь-Еникальской городской управы, хранящиеся в фонде 455 ГА АРК и выявленные в последние годы Н.В. Перепелкиной. Прежде всего это протоколы заседаний городской Думы, отчеты по хоз столу (отделу) об эксплуатации каменоломен, многочисленные инструкции и правила разработки и сдачи в аренду каменных выработок, содержащие статический материал, а также договоры на аренду, жалобы и переписка по спорным вопросам, благодаря которым складывается достоверная картина положения дел в камнедобывающем промысле в Керчи в указанный период. Кроме того , нами использован и интереснейший материал по истории поселка, быту его жителей и, главное , подробное описание технологии подземной добычи камня, содержащиеся в личном деле потомственного горного техника В. Я. Медведева, которое хранится в архиве КГИКЗ.

Особую признательность авторы выражают заведующему Музеем истории обороны Аджимушкайских каменоломен В. В. Симонову за помощь и любезно предоставленные материалы по подземной эпиграфике, собранные творческой группой по созданию каталога настенных надписей и рисунков Аджимушкайских каменоломен (членом которой является и О. И. Демиденко), часть из которых публикуется впервые.

Камень-ракушечник как прекрасный строительный материал начали добывать на Керченском полуострове еще в древности. Во всяком случае , до нас дошли сведения о том , что первый открытый карьер возник 2000 лет назад на северо-восточной окраине Пантикапея - столицы греческого Боспорского государства (3), располагавшейся на территории современного города Керчь..

3. Перепелкина Н. В. Камнедобывающий промысел на территории Керчь-Еникальского Градоначальства. Историческая справка. Рукопись. - Личный архив Н. В. Перепелкиной. С.2

Оборонительные стены, дворцы, жилые дома с мощеными дворами, водостоки, дромосы и погребальные камеры склепов и курганов были построены из местного известняка. Из него же древние поселенцы изготавливали зернотерки, жернова, ступы , саркофаги, надгробные стеллы с художественно выполненными рельефами и надписями, различные архитектурные детали и многое другое. (4)

4. Перепелкина Н. В. Камнедобывающий промысел на территории Керчь-Еникальского Градоначальства. Историческая справка. Рукопись. - Личный архив Н. В. Перепелкиной. С.2

В то время камень добывали в небольших открытых карьерах, которые , видимо , достаточно длительное время полностью удовлетворяли потребности местного населения.
Один из карьеров находился на территории современного поселка Аджимушкай. Именно здесь, в начале 19 века, при открытии новых карьеров были обнаружены следы добычи камня древними мастерами. Общеизвестно , что в античное время на пластах камня рабовладельцами велись большие разработки ракушечника открытыми карьерами. В то время каменотесы проводили горные разработки верхних пластов, которые начинались по длине выхода пласта на дневную поверхность. Добыча велась следующим образом: на поверхности камня кирками вырубались узкие канавы(чувесы) глубиной полметра и в длину до одного метра. В эти канавки вкладывались железные плитки, между которыми молотом вбивался железный клин. В результате от общего монолита отрывался большой кусок камня, который после выемки обтесывали для строительных и других нужд с помощью кирки и молота. (5)

5. Архив КГИКЗ. ОпАЕд. хр.102. С.4

Точных сведений об объеме добычи камня на тот период не сохранилось, но можно предположить , что она ограничивалась только потребностями местного населения. О существовании в то время подземных выработок говорить не приходиться, т. к., несмотря на наличие крупных каменных построек в Пантикапее и других античных поселениях, орудия труда, примитивный способ ломки камня и сравнительно малые потребности в подобном строительном материале не могли диктовать необходимость добывать камень подземным способом. (6)

6. Масленников А.А. Сельские погребения европейского Боспора. (Некоторые проблемы и итоги исследований). // Боспорские исследования. Вып.1 - Сб. / Ред. Сост. «КН. Зинько. - Симферополь. 2001 .С.80.

О развитии камнедобывающего промысла на Керченском полуострове , в том числе в районе поселка Аджимушкай, в период Средневековья никаких сведений не сохранилось. Но, учитывая что в этот период Керчь была небольшим поселением, можно предположить , что жители не нуждались в крупных, а, тем более , отдаленных от города каменоломнях. (7)

7. Пронин К.К., Соколов В.М. Малые Аджимушкайские каменоломни. Рукопись научной статьи. - Архив КГИКЗ. Оп. 4. Ед. хр. 995. С.З.

Три столетия - с 1475 до 1774 года Керчь находилась под властью Османской империи. Именно поэтому многие поселения в Крыму носят тюркоязычные названия. Поселок Аджимушкай не стал исключением. Известно несколько вариантов написания, так и переводов этого тюркского названия. На одной из самых ранних карт Керченского полуострова, составленной военными топографами в декабре 1772 года, сразу как только русские войска заняли данную территорию (8), поселок уже отмечен.

8. Крепости Керчь и Еникале с прилегающими к ним территориями были заняты русскими войсками летом 1771 года в ходе русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. «Карта части полуострова Крыма с показанием границы, отведенной от татар земли к городам Еникале и Керчи» была сочинена в декабре 1772 г. топографами военного ведомства. По-видимому, появление этой карты связано с дипломатическими переговорами с Крымским ханом и Портой по поводу возможного заключения мирного договора.

А в топографическом описании инженера -полковника Томилова (9) встречаем и название поселка "...на оной земле до приходу российских войск, было деревень...5) Хадчи-мышкай, где черкесы жили, 5 дворов, колодцев 2..."

9. Автором «Топографического описания...» традиционно считают инженер-полковника Томилова. В ЗООИДе №7 буквально сказано: «Автор «Описания» должен быть инженер-полковник Томилов». На настоящий момент никаких достоверных данных о личности Томилова не выявлено.

В документах 19 века название поселка пишется иначе- "Аджи-мушкай" и созвучно современному. Что же касается переводов названия с тюркского , то существует два распространенных перевода- "серый камень" и "человек совершивший Хадж" ( паломничество в Мекку). Отметим, что и первый и второй переводы отнюдь не противоречат известным нам фактам, и, как нельзя лучше, объясняют название поселка. В подтверждение этому, обратим внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, белый пильный известняк, мощное месторождение которого располагалось на территории поселка, при воздействии погодных условий, действительно становится серым. Во-вторых, в то время население поселка исповедало ислам, а для мусульман паломничество к храму Кааба для совершения жертвоприношения в праздник Курбан-байрам было великим событием. Люди, совершившие Хадж, почитались святыми. Поэтому нам представляется весьма правдоподобным предположение о том, что в названии поселка отражен именно этот эпизод жизни одного из его жителей.
По Кучук-Кайнарджийскому мирному договору в 1774 году Керчь с крепостью Еникале отошла к Российской империи. Девять лет спустя к России был присоединен весь Крым, с этого времени ( с 1783г.) поселок начали заселять русские и украинцы. Хотя, если можно так выразится, массовый характер этот процесс приобрел лишь в 30-е годы 19 века. (10)

10. По мнению сотрудника Керченского музея Н. В. Быковской, массовое заселение поселка, жители которого были заняты добычей камня, можно отнести к 20-м гг. XIX века, что связано с утверждением проекта плана строительства Керчи (автор Франсуа Шаль). Внесенный в полное собрание законов Российской империи, он подлежал безусловному исполнению и в ходе реализации повлек за собой потребность в значительном количестве строительного материала.

Так, в заявлении 1904 года жителей поселка в Керчь-Еникальскую городскую Управу сказано : "Усадебные участки в поселке Аджимушкаи...отведены были нашим родителям, как первым поселенцам в тридцатых годах прошлого столетия и на право пользования они получили тогда надлежащие документы..." (11)

11. ГА АРК. Ф. 455. Оп. 1. Д. 6439. Л.2-3.

Первые поселенцы знали о наличии под поселком мощного месторождения крепкого и мягкого камня известняка-ракушечника. Но добывали они его в небольших объемах, и поэтому добыча по прежнему велась открытым способом-карьерами. Этот способ добычи камня мало чем отличался от способа добычи камня в античности. "Сначала делали вскрышу наносов, землю относили в сторону на 40-50 метров от карьера, доходившего в длину по падению пласта до 400 метров, а в ширину по простиранию пласта до 600 и более метров" (12)

12. Архив КГИКЗ. Оп. 4. Ед. хр. 102. Л. 4.

Вероятно, к этому времени следует отнести появление больших открытых карьеров в поселке Аджимушкай. (13)

13. При визуальном осмотре дневной поверхности Центральных каменоломен сотрудниками Аджимушкайского музея КГИКЗ ярко выраженных следов древних карьеров над выработками выявлено не было. Однако на местах произведенных в 1942 году взрывов достаточно хорошо просматриваются следы подтесов камня по периметру воронок. На основании этого, В.В. Симонов и О.И. Демиденко сделали следующий вывод: при закладке взрывчатки и авиабомб фашисты, по-видимому, использовали небольшие старые карьеры, как уже имеющиеся углубления в толще камня, что экономило силу и время саперных подразделений.

Упоминание о добыче камня в этот период мы встречаем и у инженера-полковника Томилова: "...В глубину естли вырыть 3 или 5 индъ до 10 фут, то во многих местах плитный камень найдешь, на высоких же горах везде камень и снаружи есть, который и употребляется в строения. Заготавляють как обыкновенно плиту ломая слоями, сорт камня мягкой и способно топором рубить допускает и частые поры имеет, но в строении прочно держится а особливо отборной сероватый, твердо стоит, на известь же весь способен, но каменная ломка на ровном месте производилась" (14)

14. Томилов. Топографическое описание доставшимся по мирному трактату от Оттаманской Порты во владении Российской Империи землей, 1774 года. - ЗООИД. Т.VII. Одесса. 1868. С. 195.

_________________
Не обижай искателя зазря
Он- высших сфер безвольная ноздря
Плати ему зарплату и люби
Не спорь, не залупайся, не груби



За это сообщение автора Ka4ela поблагодарили - 3: Руслан, rumato, Черновъ
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Каменоломни Аджимушкая
СообщениеСообщение добавлено...: 12 авг 2014, 17:42 
Не в сети
Мастер Слова
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 13:21
Сообщений: 424
Откуда: Город Керчь
Благодарил (а): 121 раз.
Поблагодарили: 84 раз.
Пункты репутации: 10
В 1821 году было образовано Керчь-Еникальское Градоначальство, город получил статус города-порта. (15)

15. Указ о создании Керчь-Еникальского Градоначальства и учреждении морского торгового порта был подписан императором Александром I в 1821 г. В XIX веке в России существовало только 4 градоначальства: Санкт-Петербургское, Одесское, Керчь-Еникальское и Севастопольское. Они представляли собой административную единицу, состоящую из города и прилегающих к нему земель. Во главе такого территориального округа стояло должностное лицо - градоначальник, надзиравший за городским самоуправлением и управлявший округом на правах губернатора. Создание градоначальства и открытия в Керчи порта самым благоприятным образом сказалось на экономике края. Только за два с половиной последующих десятилетий население увеличилось в несколько раз и составило к 1847 г. около 12 тыс. человек.


Эти события положили начало экономическому и культурному развитию Керчи. Появляются первые небольшие промышленные предприятия, возрождаются старые забытые промыслы. Вторая половина 19 века была временем особенно бурного экономического роста. После отмены крепостного права на юг страны хлынул поток переселенцев. Они устремились туда, где прежде всего требовались рабочие руки. Таким привлекательным местом стало Керчь-Еникальское градоначальство. После Крымской войны (1854-1856гг.) город был сильно разрушен. Из 1562 жилых домов уцелели только 380, были разрушены кирпично-черепичный завод, механические мастерские, доменная печь.

Практически, Керчь приходилось отстраивать заново. В 60-хгг. 19 века на территории Керчи начались поиски, а затем и добыча нефти. В 1867-70-х гг. был построен межгосударственный Индо-Европейский телеграф, одна из четырех станций которого находилась в Керчи. Именно Керчь передавала телеграммы из Лондона в Бомбей, из Парижа в Токио, из Варшавы в Дели, связывая многие города, государства и континенты. В 1897 году "Брянским обществом" начинается строительство самого крупного в Крыму металлургического завода, что повлекло за собой строительство железной дороги. (16)

16. Керчь: Документы и материалы по истории города. / Сост. Михайлов Л.А. /. Симферополь: Гортипография. 1993. С. 79 - 80.

Одновременно с жилыми застройками южнее Керчи, на мысе Ак-Бурун, было начато строительство крупной военной крепости. Население градоначальства заметно увеличивается. По статистическим данным в 1854 г. население Керчи составляло уже 13.6 тыс человек. В это время в каменоломнях работало 60 человек. (17)

17. Пронин К. К., Соколов В. М. Указ. соч. С. 4.

Потребность в строительном камне значительно выросла, и известняк начали добывать пильным способом, для чего на первых порах приспосабливали еще лесные пилы.

Первая подземная выработка в поселке Аджимушкай - Еврейская - была открыта арендатором Лейбой Шпигелем (18), тогда же были открыты Шахта Тубольцева и Аджимушкайская каменоломня.

18. Данный факт отражен в воспоминаниях горного техника В.Я. Медведева. Других свидетельств или документальных источников, подтверждающих личность первого арендатора, на настоящий момент нет.

Подтверждение этому мы находим в путевых заметках А.Фон-Дер-Ховена (19), который в 1868г. писал, что добыча камня в Аджимушкае велась уже в подземных галереях.

19. Фон-Дер-Ховен А. Несколько дней в Керчи. (Из путевых заметок 1868 года). // Русский вестник. - СП б. 1869. С. 285 -286.

К сожалению, на сегодняшний день исследователи не располагают достаточно убедительными предположениями, почему камнерезчики того или иного региона перешли на подземный способ добычи камня. Видимо, причин этому было несколько. Постоянное увеличение спроса на строительный камень требовало открытия новых выработок. При добыче камня открытым способом- карьером, необходимо было делать вскрышу верхних пород, что весьма трудоемко, в то время как при подземной добыче нужно было лишь расчистить вьезд. К тому же, как отмечают геологи, месторождение пильного ракушечника в районе поселка Аджимушкай имеет большой уклон пластов (20), поэтому в некоторых районах из-за глубины залегания нужного пласта делать вскрышу очень трудоемко или просто не рентабельно.

20. Ратынский В.М. Стройматериалы Крыма минерального происхождения. - Сим¬ферополь: Крымполиграфтрест. 1931. С. 11-13.

По мнению В.В. Симонова переход на подземный способ добычи камня и был вызван в первую очередь, желанием избежать бесполезных и очень трудоемких вскрышных работ. При подземном способе можно было сразу выйти на пласт строительного ракушечника, избежав выемки большого количества некондиционного камня верхних пластов, что, несомненно, повышало эффективность работ. Кроме того, камень в районе поселка Аджимушкай расположен неравномерно и сильно отличается по качеству. Как отмечали камнерезчики, встречаются участки так называемых "синяков" , где известняк такой твердый, что его не брали ни пилы, ни молот. Или , напротив , участки слишком мягкого камня, который на строительство жилых домов не годился, так как быстро разрушался от непогоды и выветривался. При подземной добыче камня у камнерезчиков появлялась возможность обходить ненужные им участки и прослеживать направление пласта камня, пригодного для продажи.
В первое время подземный способ добычи камня был еще не совершенен "Система разработок проводилась без соблюдения правильного ведения горных подземных работ, без технического надзора, допускались различные сечения забоев, в ширину до 10 м., чтобы при въезде в забой подвода с волами могла разворачиваться, высота забоя доходила до 5-6 м , целики (подставы) оставлялись до 12 м. (3х4=12кв.м), отчего происходили частые обрушения кровли, а также несчастные случаи". (21)

21. Архив КГИКЗ. Оп. 4. Ед. хр. 102. Л. 7 - 8.

Подземные выработки сначала были небольшими по площади, но в скором времени, по мере возрастания потребности в строительном камне, в поселке начинают открывать все новые и новые выработки.
К концу 19 столетия население города достигало 33 тысяч человек. Интенсивная застройка города и открытие новых промышленных предприятий привели к резкому росту спроса на строительный камень. А строительство металлургического завода и железной дороги стало причиной настоящего бума в камнедобывающем промысле. Так, если в 1886 году в статистических документах упоминается 7 каменоломен, то уже в 1894 г. -16, а в 1898г. -30. (22)

22. Перепелкина Н.В. Указ. соч. С.5.

Что же касается поселка Аджимушкай, то к концу 19 века здесь были открыты Вергопуловская, Быковская, Наружная, Поддикарная (Дикарная) , Греческая выработки.
В этот период окончательно устанавливается стандарт на камнерезную продукцию. В зависимости от спроса, штучный камень резался следующих размеров: "пятерик" - 5х5х16 вершков(шел на постройку стен), "четверик" - 4х4х16 вершков(шел на постройку простенков), "тройник" - 5х5х12 вершков (для стыков), "заказные угольники" - 5х16х16 вершков (укладывались на углах домов для связи стен), "заказной брак" - 4х5х16 вершков (использовался для постройки стены с забойкой середки щебнем и заливкой известковым раствором с песком). (23)

23. архив КГИКЗ. Оп. 4. Ед. хр. 102. Л. 8 - 9.

Реже требовались и другие размеры: "шестерик" - 6х6х16 вершков и "восьмерик" - 8х8х16 вершков. (24)

24. Перепелкина Н.В. Указ. соч. С.4.

Указанные размеры были обусловлены тем, что при строительстве толщину стен выводили от 3/4 до 1-го аршина (16 вершков). Интересен тот факт, что стандарт этот не менялся, за чем следила городская Дума. Так, в 1904 г. керченские камнерезчики ходатайствовали об установлении размера камня не больше 14 вершков длины, 4 вершков ширины и 5 вершков вышины в штуке "...в городских каменоломнях камень разрабатывается размером в один аршин длины, 5 вершков ширины и 5 вершков высоты. Штука такого камня иногда весит до 5 пудов. Такой камень приходится носить и камнерезчикам и строителям, что очень опасно и очень подрывает здоровье...Каждую минуту мы рискуем окончательно потерять свои силы и лишится, благодаря этому, куска хлеба" (25)

25. ГА АРК Ф. 455. Оп. 1. Д. 6656. Л. 7.

Дума признала что новый камень будет легче -примерно 0.9-1.5 пуда, когда обычный камень весит 3-3.5 пуда. Однако, согласившись с замечаниями архитекторов и других специалистов о том , что с уменьшением размера камня уменьшится и толщина наружных стен (что приведет к их быстрому охлаждению, а это плохо в условиях наших холодных и сырых зим), а также что это отразится на стоимости камня (на каждой кубической сажени камня нового образца город будет терять 9 руб. 75 коп., т.е. 31%), Дума постановила ходатайство отклонить и решить вопрос о механической подаче камня в карьерах и при строительстве жилых домов. Вместе с установлением стандарта на штучный камень, в этот период расширяется и ассортимент каменной продукции. Кроме строительного камня на продажу предлагают тротуарные плиты, ступени, цоколи, карнизы и катки. (26)

26. Перепелкина Н.В. Указ. соч. С. 2

_________________
Не обижай искателя зазря
Он- высших сфер безвольная ноздря
Плати ему зарплату и люби
Не спорь, не залупайся, не груби



За это сообщение автора Ka4ela поблагодарили - 3: Руслан, rumato, Черновъ
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Каменоломни Аджимушкая
СообщениеСообщение добавлено...: 13 авг 2014, 14:10 
Не в сети
Мастер Слова
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 13:21
Сообщений: 424
Откуда: Город Керчь
Благодарил (а): 121 раз.
Поблагодарили: 84 раз.
Пункты репутации: 10
На камень и каменные строительные изделия резко поднимаются цены. Если в 1886 г цены на самый распространенный пиленый ракушечник ("четверик" и "пятерик" ), составляла в среднем 3-4 копейки за одну штуку, то по данным 1898 г. цена "пятерика" (за штуку) составляла уже 14 копеек, а "четверика" - 12 копеек.
Городской думе и Управе было выгодно развитие промысла. Большинство крупных месторождений камня- ракушечника находилось на земле, принадлежащей Керчь-Еникальскому градоначальству. Участки такой земли сдавались в аренду частным лицам и облагались сбором по установленной городской Управе таксе. Так, в своем заявлении 1898 г. в городскую Управу керченский житель Федор Павлович Вергопуло просил дать участок земли в ширину и длину по 160 квадратных саженей (в крест) для исследования и открытия новых каменоломен сроком на 10 лет, основывая эту просьбу строительством железной дороги и уверяя, что спрос на камень возрастет. (28)

28. ГААРК Ф. 455. Оп. 1. Д. 4720. Л. 1.

Размер таксы не был постоянной величиной. Сумма сбора зависела от способа добычи (открытый карьер или подземные штольни) и от качества добываемого камня. (29)

29. ГААРК Ф. 455. Оп. 1. Д. 4389. Л. 1.

Срок и условия аренды оговаривались в специальном договоре, который заключался между арендатором и представителем городской управы. Арендатор был обязан вести разработку штольни "прямыми заходами (галереями)..., боковыми заходами расходиться в бок...под прямым углом к главному заходу , оставляя квадратные столбы по три сажени на подставы,... обходить подставы так, чтобы оставались квадратные столбы по три сажени с каждой стороны. Ширина заходов как прямых , так и боковых - не более двух сажень" (30)

30. ГААРК Ф. 455. Оп. 1. Д. 5898. Л. 29.

Получив в свое безраздельное пользование участок земли с каменоломней, предприниматель нанимал артель рабочих и самостоятельно занимался вопросами перевозки и сбыта камня.
Ряд каменоломен городские власти отдавали в так называемую "вольную разработку". Чтобы пилить камень на таких участках , необходимо было иметь специальный билет, выданный городской Управой. В билете указывалось конкретное место и сроки, в которые производилась пилка камня на данном участке. Владелец билета обязан был платить пошлину за каждую единицу выпиленного камня. Размер пошлины в разные годы менялся в зависимости от качества камня, добываемого в каменоломне, и общего социально-економического состояния дел в градоначальстве. Например в 90-х гг. 19 века пошлины на камень , добываемый в Аджимушкайских и Негреевской каменоломнях , взымалась в размере: 50 коп. за 100 штук выпиленного камня, 10 коп. за воз брака, 10 коп. за воз бута. (31)

31. ГААРК Ф. 455. Оп. 1. Д. 6743. Л. 2.

А в 1902-1903 гг. в этих каменоломнях пошлина составляла 1 коп. за каждую штуку камня независимо от размера. В то же время, пошлина на камень значительно лутшего качества, добываемого в Багеровских каменоломнях , была иной: 1.5 коп. за "четверик" (за одну штуку), 2 коп. за "пятерик", 3 коп. за "шестерик" и 5 коп. за "восьмерик". (32)

32. ГААРК Ф. 455. Оп. 1. Д. 5898. Л. 20.

Для контроля за "вольными пильщиками" существовала должность скального надсмотрщика или сторожа, которая находилась на содержании городской Управы. Таким скальным надсмотрщиком (горным техником) в Аджимушкае долгое время (с 90-х гг. 19 века по начало 20 в.) был Яков Медведев, получавший жалование в размере 420 рублей в год. (33)

33. ГААРК Ф. 455. Оп. 1. Д. 8168. Л. 1.

Управа назначала и штайгеров, в должностые обязанности которых входил контроль за выполнением правил техники безопасности. (34)

34. Анализ просмотренных архивных документов позволяет сделать вывод, что на протяжении всего XIX века в аппарате городской Управы были чиновники, непосредственно отвечавшие за деятельность камнедобывающего промысла. В конце XIX - начале XX веков при Управе была создана «Комиссия по заведованию каменоломнями», которая позже была преобразована в «Отдел по эксплуатации городских каменоломен». Отдел возглавлял заведующий, ему подчинялся городской штейгер (от нем. - горный мастер, техник), приказчики и сторожа. В обязанности штейгера входило наблюдение за безопасностью работ на городских каменоломнях, правильностью их разработок, принятию мер к открытию новых и расширению существующих каменоломен. Приказчики, десятники и сторожа осуществляли функцию смотрителей (надсмотрщиков) и сборщиков пошлин. Приставлены они были исключительно к каменоломням «вольного промысла» (сдававшимся в аренду частным разработчикам). Содержание штейгера, его разъезды и особые расходы по съемке и составлению маркшейдерских планов, а также содержание приказчиков и сторожей производилось за счет общегородских средств.

Сохранились "Постановление Таврической Губернии по фабричным и горнозаводским делам от 20 марта 1904 г." (35), где сказано , что Аджимушкайские, Баксянские, Булганакские, Старокарантинские, Джарджавские и Баугеровские каменоломни включены в список заведений горной и горнозаводской промышленности и на которые распространяется действие законоположения от 2 июня 1903 г. о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев.

35. ГА АРК. Ф. 455. Оп. 1. Д. 6481. Л. 1.

Для выдачи возчикам квитанции за провоз и взимание пошлины в нескольких местах на дорогах были поставлены конторы для приказчиков. Интересно, что право взимания пошлины в пользу градоначальства продавалась с торгов. Дело это было доходным и желающих приобрести такое право - не мало. Вышеупомянутый Ф. П. Вергопуло в 1889 году заключил подобный контракт, по которому ему предоставлялось право с 5 октября 1889 года по 5 октября 1893г. "взимание денежного сбора, добываемого в Керчь-Еникальском градоначальстве из керченских городских скал при вывозе его из места добычи кем бы-то нибыло". (35)

35. ГА АРК. Ф. 455. Оп. 1. Д. 6481. Л. 1.

Известно, что такое же право в 1896г. было продано с торгов за 3200 руб. в 1904 году право такого сбора принадлежало керченскому жителю Филиппу Филипповичу Белому. (37)

37. Перепелкина Н.В. Указ. соч. С. 4.

Добываемый камень активно продавался южным регионам России (38), шел на строительство города.

38. Некоторое представление о географии поставок керченского камня можно составить по договорам, заключенным городской Управой за два весенних месяца 1910 г.:
с табачной фабрикой Стамболи В.О., г. Феодосия;
с агентом Донского Земельного банка о поставке камня в г. Мелитополь и г. Ейск;
с Беленьким С.Е., станция Сейтлер (Южной железной дороги), на постройку станционных сооружений;
с фирмой «Меморандум», Лесная торговля наследников Г.И. Чувалджи в г. Новороссийске;
с фирмой М.И. Шапиро и Б. А. и У. Левин, станция Джанкой (Южной железной дороги);
с господином Фельдманом, г. Таганрог;
с фирмой Апостолия Ив. Буржи «Продажа керченского камня, феодосийского кирпича, антрацита и дров», г. Феодосия;
с Управлением Пароходства Товарищества Дицман, г. Екатеринодар, которое осуществляло перевозку камня от керченских карьеров до Темрюка и далее, до Екатеринодара, где предлагало его местным строительным конторам.


Керчь вся возводилась из местного камня. Путешественники, побывавшие в городе во 2-ой половине 19-го столетия, особо отмечали красоту города. "Удивительное архитектурное единство Керчи придавала ее белокаменная жилая застройка из местного известняка, которая на протяжении всего 19-го века варьировала общеобязательные в первой половине столетия типовые образцы жилых домов классицизма". "В Керчь мы въехали по широкой прекрасной улице, в которой было проведено крепкое шоссе, покатое к обеим краям: тротуары в ней сделаны из широких плит, дома из мягкого скважистого известняка. По внешнему виду домов, по их аркадам, канонам и другим архитектурным украшениям Керчь очень похожа на европейский город..." Отдельно встречаются упоминания и о местах добычи камня: "...окрестности здешние изобилуют превосходными материалами", или "в превосходных каменоломнях добывают великолепные камения, которые так же вывозят в разные места". (39)

39. Керчь: Документы и материалы по истории города. С. 52, 76, 74, 49.

В период жилищного и строительного бума камнедобывающий промысел по своей производительности и по количеству работающих в этой отрасли вышел на второе место после рыболовства, опередив такие крупные промыслы как соляной и рудодобывающий. Только в Аджимушкае с января по сентябрь 1898 г. было добыто камня: в Вергопольской каменоломне на сумму 1612 руб. 26 коп., В Быковской и Наружной на сумму 2058 руб. 75коп.,в Поддикарной и Греческой на сумму 314руб. 33коп. (40)

40. ГААРК. Ф. 455. Оп. 1. Д. 4793. Л. 213.

Резкий рост добычи камня повлек за собой совершенствование технологии и орудий труда камнетесов. В 1885 г. при открытии новых подземных каменоломен лесные режущие пилы были заменены на ручные каменные режущие пилы, усовершенствован весь комплект инструментов, количество которых увеличилось до 25 видов. Это позволило несколько изменить и технику подземной резки камня. Если раньше технологический процесс по резке и свалке монолитов в забое происходил в клин, то новая технология, предусматривающая прорезку косяка трапецией, значительно сокращала потери камня при обрезке. Проходка производилась под наблюдением технического надзора; сечение забоев не превышало установленных норм (ширина коридоров до 4,2 м, а высота от 2,5 до 4,0 м). В зависимости от давления кровли и градуса наклона пласта , размеры целиков составляли от 4х4=16 кв.м до 6х7=42 кв.м. (41)

41. Архив КГИКЗ. Оп. 4. Ед. хр. 102. Л. 16-18.

Усовершенствование орудий труда камнерезчиков, и как следствие, технологии добычи камня, а также контроль за соблюдением правильной разработки месторождений , несомненно, облегчили труд камнерезчиков, а также повысили производительность труда и позволили проводить разработку камня на городских землях с максимальной экономией. (42)

42. В это же время в городской Управе создается специальная комиссия по заведованию городскими каменоломнями. В ее функции входил контроль за всеми месторождениями камня и их разработкой на городских землях и землях, арендуемых городом. Эта же комиссия определяла «способы извлечения доходов» по отношению к отдельным каменоломням, наблюдала за правильным и своевременным поступлением установленных Думой пошлин в пользу города.

_________________
Не обижай искателя зазря
Он- высших сфер безвольная ноздря
Плати ему зарплату и люби
Не спорь, не залупайся, не груби



За это сообщение автора Ka4ela поблагодарили - 2: Руслан, rumato
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Каменоломни Аджимушкая
СообщениеСообщение добавлено...: 14 авг 2014, 19:23 
Не в сети
Мастер Слова
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 13:21
Сообщений: 424
Откуда: Город Керчь
Благодарил (а): 121 раз.
Поблагодарили: 84 раз.
Пункты репутации: 10
В конце XIX в. Аджимушкайские каменоломни были одними из самых крупных на Керченском полуострове как по количеству добываемого камня , так и по числу занятых рабочих. (43)

43. Керчь: Документы и материалы по истории города. С. 85.

Практически , все мужское население поселка работало в каменоломнях. Этот доходный промысел был выгоден городу и арендаторам, сами же каменотесы едва сводили "концы с концами". Резаный штучный камень получали арендаторы, выплачивая за него резчикам по разному стандарту от 1-2 до 3 коп. за штуку. (44)

44. Перепелкина Н.В. Указ. соч. С. 5.

При этом за бут и щебень , которые хозяева выработок тоже продавали, рабочим не платили. Инструменты приобретались за счет рабочих. Отпусков резчики камня не имели, да и на пенсию за выслугой лет никто не уходил. "Даже преклонные старики не имели отдыха и работали по своей силе в одиночку, или приобретали волов и лошадей и занимались извозничим промыслом". (45)

45. Архив КГИКЗ. Оп. 4. Ед. хр. 102. Л. 15.

Скудный заработок рабочего не обеспечивал существования семьи, чему мы находим подтверждение в многочисленных прошениях жителей поселка Аджимушкай в городскую Думу: "...пильщик- вечный каторжник,... должен понять извозчика - другого каторжника, заплатить ему за вывозку по 1 копейке со штуки и продать сотню камня за 2 р. 50 коп., а ведь сто штук камня пильщик может вырезать за неделю, работая ежедневно с 4 часов утра до 10 вечера, т.е. по 18 часов в сутки, и за этот труд пильщик получает 2 р. 50 коп. - существуют ли где еще подобные оценки труда? Но и на этих условиях эксплуататоры наши не соглашались принимать камень, и многие из нас оставались на праздник Рождества Христова с сотнями камня в скале и без куска хлеба в доме". (46)

46. ГА АРК. Ф. 455. Оп. 1. Д. 6743. Л. 47.

Семьи камнерезчиков жили в бедности, а иногда и впроголодь. Резка камня была занятием всей семьи. Детей приучали к работе уже в 10-13 лет. Старшие братья подготавливали на обрез небольшие плитки, которые младшие небольшими пилами разрезали на штуки; кроме того, им приходилось выносить из забоя отходы щебня. В 16 лет эти дети уже работали наравне с отцом и старшими братьями, а в 17 - становились квалифицированными рабочими. В каждом забое работало не более трех человек. Рабочий день продолжался с 5 утра и до 9-10 часов вечера, с двумя перерывами: на завтрак и обед. Если работали недалеко от выхода, то приходили в перерывах домой, а нет, так принимали пищу в забое. Из-за бедственного положения многие не имели даже обуви. В зимнее время , идя на работу, обматывали ноги тряпками, а в забое снимали их и работали босыми. (47)

47. Архив КГИКЗ. Оп. 4. Ед. хр. 102. Л. 10.

Подземные коридоры при работе освещали керосиновыми лампами типа "летучая мышь" , а вывозили камень при свете коптилок. Камень вывозили на подводах, запряженных лошадьми или волами. Свои подземелья камнерезчики называли скалами, а себя, соответственно, скаляне или скальщики.
Большие доходы камнедобывающего промысла в конце ХIX века послужили поводом для изменения механизма эксплуатации каменоломен. Городская Управа часть выработок (более новые и те, где добываемый камень был лучшего качества) перевела в так называемое "Хозяйственное Управление". Суть его заключалась в том, что эти штольни городские власти разрабатывали сами, нанимая артели рабочих с фиксированной оплатой труда, занимаясь вывозом и сбытом выпиленного камня. (48)

48. Перепелкина Н. В. Указ. соч. С. 5.

Ситуация , в которой оказались Аджимушкайские каменоломни в начале 20 века, резко отличалась от мажорных настроений и планов, царивших в это время в городской Управе и среди купечества, занимавшегося продажей камня. По архивным данным, в районе Аджимушкая на рубеже веков действовали Вергопуловские , Греческая, Быковская, Наружная и Поддикарная каменоломни. Еврейская и Старые Аджимушкайские скалы уже были истощены и проводить в них резку камня запрещалось. Добываемый камень был плохого качества. Вергопуловские (Вергопольские) каменоломни, где камень добывали лучшего качества, частично были закрыты из-за затопления некоторых штолен водой. Фактически оставались Быковские и Греческие, в которых камень шел неоднородный, с "наплывами" и "синяками". Поэтому Аджимушкайские выработки уже не могли выдерживать конкуренции с новыми каменоломнями. Арендаторы, после переведения керченских (аджимушкайских) каменоломен на хозяйственный способ управления, начали открывать новые каменоломни за чертой города - Оливенскую, Александровскую, Рыренскую и Кезанскую, в которых камень был лучше. Из этих выработок камень поставляли на керченский рынок, что еще более обостряло конкуренцию. Так начался кризис камнерезного дела в поселке. Ситуацию еще более усугубил тот факт, что в первые годы XX столетия, после окончания строительного бума и завершения строительства металлургического завода и железной дороги, цены на камень упали. Арендаторы, имея возможность нанимать пришлых людей, работавших за "харчи и выпивку", могли позволить снижение цен на штучный камень. В Аджимушкае же, где каждый скалянин был семьянин и ему требовалась оплата, камнерезчики не могли продавать одну штуку камня за 2 копейки, а продать за 5.5 копеек не всегда удавалось. (49)

49. ГА АРК. Ф. 455. Оп. 1. Д. 6743. Л, 23 - 25.

Для единственного в Керчь - Еникальском градоначальстве поселка потомственных скалян (которые жили в основном за счет этого промысла) наступали трудные и безрадостные годы. Постоянная добыча камня практически прекращается, а большинство жителей поселка камнерезным делом занимается лишь в зимнее время года. Посельчане начинают жить в основном за счет хлебопашества, извозного промысла и рыбной торговли. Добычу камня ведут "хищническим" способом, что, например неоднократно отмечает городской штайгер П. С. Юсов. Власти были обеспокоены этим по нескольким причинам. Во первых , при такой добыче камня производительность выработки сокращается: "если при хищнической добыче каменоломня способна работать 5 лет, то при нормальной разработке, эта каменоломня будет работать 25 лет" (50)

50. ГА АРК. Ф. 455. Оп. 1. Д. 8168. Л. 19.

Во вторых , как отмечалось , "местные жители за своими выработками не смотрят, проходы не убирают от мусора и бута" (51)

51. ГА АРК. Ф. 455. Оп. 1. Д. 8168. Л. 19.

И, наконец, при такой добыче властям трудно было проследить за пильщиками для уплаты пошлины. Сами же камнерезчики от уплаты пошлины, по видимому, уклонялись и неоднократно подавали в городскую Думу прошения о ее снижении: "Аджимушкайские каменоломни гораздо хуже Баугеровских (Багеровских), Булганакских, которые город эксплуатирует хозяйственным способом - не только качеством камня, трудностью обпиливания сводов, но и количеством выпиленного камня... В Аджимушкае рабочие еле-еле сводят концы с концами...Доказательство - в Аджимушкае нет пришлых рабочих...Нам же, жителям поселка, работающим камень на вольную продажу, т.е. кто даст дороже - эти скалы являются большим подспорьем как возчикам, так и пильщикам, особенно в зимнее время". И так далее: "Если работа есть на стороне мало-мало порядочная, то мы и сами, хотя привыкшие к этим скалам и то не работаем, но когда нет работы, то все-таки в них мы зарабатывали на пуд муки и чай, сахар, что составляет возможность в безработное зимнее время для наших семей". (52)

52. ГА АРК. Ф. 455. Оп. 1. Д. 8168. Л. 3.

Так поселок фактически утратил главную причину своей уникальности - камнедобывающий промысел, хотя жизнь и быт, сложившиеся во многом под влиянием этого не легкого ремесла, на долгие годы остались без изменений.
К концу XIX века , поселок разросся. Уже в 1865 году в нем проживало 209 лиц мужского пола и 180 лиц женского. (53)

53. Керчь: Документы и материалы по истории города. С. 85.

В центре поселка стояла приходская Иоанно-Богословская церковь, построенная в 1869 году (54), в которую по большим праздникам приглашали священника из города.

54. Данные предоставлены авторам старшим научным сотрудником КГИКЗ В. П. Поляковой.

Еще Лейбой Шпигелем были открыты бакалейная лавка, и "питьевой кабак" , где рабочие забирали в кредит продукты и выпивку, а также могли повеселится после недельной получки. В поселке работали мельница и известковая печь. К концу столетия в Аджимушкае уже было две лавки и два кабака, открыта пекарня. В 1882 г. при церкви открыта церковно-приходская школа, где дети посельчан могли обучатся грамоте. А еще через 15 лет земством было открыто четырехклассное начальное училище. Если в середине века поселок насчитывал около 60-ти хат, то к концу столетия их было уже более ста.
Следует отметить , что на территории современного Аджимушкая в XIX веке фактически находилось два поселка. Один- Аджимушкай- нижний поселок, второй - Скала - верхний. По нашему мнению, причина появления второго поселка была в следующем: Изначально существовал поселок Аджи-Мушкай, в котором еще во времена Османской империи проживали черкесы, а после присоединения Крыма к России - демобилизованные русские солдаты. Собственно, именно жители нижнего поселка начали разрабатывать здесь карьеры и самые первые подземные выработки. После открытия новых выработок рядом с ними селятся рабочие- так появляется еще один поселок-Скала. Само название этого поселка, на наш взгляд , и объясняет причины его появления. Причем, судя по воспоминаниям коренных аджимушкайцев, жители верхнего и нижнего поселков недолюбливали друг друга. И если это так, то мы можем предположить, что проживавшие в Скале были пришлыми (возможно, именно их арендаторы нанимали не за оплату, а за пропитание). Эту давнюю "конкуренцию" еще помнят старожилы.

_________________
Не обижай искателя зазря
Он- высших сфер безвольная ноздря
Плати ему зарплату и люби
Не спорь, не залупайся, не груби



За это сообщение автора Ka4ela поблагодарили - 4: Руслан, rumato, ruslana, Черновъ
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Каменоломни Аджимушкая. История
СообщениеСообщение добавлено...: 10 окт 2014, 22:49 
Не в сети
Мастер Слова
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 13:21
Сообщений: 424
Откуда: Город Керчь
Благодарил (а): 121 раз.
Поблагодарили: 84 раз.
Пункты репутации: 10
Как бы то ни было, но все мужское население обоих поселков работало в каменоломнях либо резчиками, либо возчиками камня. Хотя, как уже отмечалось выше, камнедобывающий промысел всегда был не только не выгоден для самих рабочих, но и едва позволял прокормить себя и свою семью. О хозяйстве и уровне жизни камнерезчиков в начале XX века мы можем составить некоторое представление по Описи жителей поселка Аджимушкай и их усадеб в 1902 г. Приведем примеры:
1. Ковальчук Иван Трофимович. Занятие - извозный промысел. Имеет четырех несовершеннолетних дочерей, одного работника, две лошади, один дилижанс. «Обстановка бедная».
2. Назаренко Мина Евстафьевич. Занятие - скальщик. Имеет одного сына 19-ти лет и двух несовершеннолетних дочерей, двух работников, две лошади, одну корову, двух телят, один дилижанс. «Обстановка средняя».
3. Григорьев Иван Данилович. Занятие - скальщик. Имеет четырех дочерей (совершеннолетняя одна), трех работников, две лошади, один дилижанс. «Обстановка средняя».
4. Астахов Иван Васильевич. Имеет двух сыновей (из них один женат), одну корову. Сам к труду не способен. Дети занимаются поденной работой. «Обстановка бедная».
5. Кацыка Иван Юрьевич. Занятие - извозный промысел. Имеет четырех сыновей, одну дочь (дети несовершеннолетние), две лошади, одну корову, жеребенка, один дилижанс. «Обстановка бедная». (55)

55. ГА АРК. Ф. 455. Оп. 1. Д. 6439. Л. 8.

Этот список можно было бы продолжить, но и в таком случае из 10 описаний хозяйств лишь в одном мы встречаем упоминание «обстановка средняя», в остальных - «обстановка бедная».
Остановимся более подробно на бытовых условиях аджимушкайцев. Дома их были построены из отходов бута или щебня, окна маленькие, крышу покрывали землей; земляным был в жилищах и пол. Вместо кровати - настил из досок на камнях (нары), на которых спали семейные. Для детей и остальных членов семьи на время сна пол застилали соломой или рухлядью. Дома обычно стояли близ входов в каменоломни. (56)

56. Архив КГИКЗ. Оп. 4. Ед. хр. 102. Л. 12.

Но даже такие дома были не у всех - некоторые камнерезчики жили в самой скале. Подтверждением этому служит одно из прошений керчь-еникальскому градоначальнику от вдовы крестьянина Марии Ефимовны Долгиной. «Сорок лет тому назад вместе с мужем мы прибыли в Керчь - поселились на городской скале в каменоломне, где муж мой занимался вырезкой камня, а для жилья вырезали там же в скале себе кануру (комнатку), в которой прожили вместе 25 лет, т.е. до смерти мужа, который умер 15 лет назад. Я прожила там же с сыном Василием, который тоже умер два 2 года тому назад, и я осталась 67-летняя круглой сиротой без всяких средств к жизни, хотя рада была, что живу в кануре». (57)

57. ГА АРК. Ф. 455. Оп. 2. Д. 121. Л. 56.

Как видим, несмотря на то, что сами жители поселка добывали хороший строительный камень, воспользоваться им они не могли. Это еще раз доказывает их нищее положение.
Из-за плохих условий жизни и тяжелой работы люди серьезно болели. Причинами многочисленных заболеваний становились сырость и сквозняки в забоях, недоедание. Наиболее распространенными заболеваниями были простуда, ревматизм, геморрой, болезни желудочно-кишечного тракта. Целые семьи умирали от туберкулеза. Врачам в поселке не доверяли, да и денег на квалифицированную медицинскую помощь не было. В основном лечились у местных знахарей. «От болезни желудка знахари - Иван Пироженко, бабка Феска, Назаренко ставили на живот горшок или сито и от вздутия живота больной терпел адские боли. От геморроя страдали все рабочие. От испуга лечила бабка Митриха, которая в казане разогревала до кипения смолу, ставила казан на пол для подкуривания зада, потом держала сверху над головой обвернутый тряпкой и своим шептанием изгоняла беса от всякой нечисти, крестясь и плюя на все четыре стороны, прося матерь Божия о исцелении». Эти любопытные сведения мы находим в воспоминаниях В. Я. Медведева. (58)

58. Архив КГИКЗ. Оп. 4. Ед. хр. 102. Л. 12.

Результаты подобного лечения не известны. Хотя не исключено, что они были положительными, так как в противном случае, вряд ли бы за помощью к знахарям обращались постоянно.
Интересно, что, несмотря на открытие приходской школы и начального училища, грамотных людей в поселке было совсем мало. Тот же В. Я. Медведев вспоминает среди рабочих только одного грамотного - своего отца Медведева Якова Игнатьевича. Последний покупал книги и журналы, которые по воскресениям и праздникам читал всем желающим. По-видимому, старшее поколение рабочих было сплошь безграмотным, а вот уже их дети имели возможность научиться писать и читать. Одним из первых учителей в поселке был Гончинский, «дававший знания» ученикам при помощи толстой линейки, а за провинности и незнание уроков ставивший их коленями на соль. Жаловаться родителям не рекомендовалось, т.к., если кто и пожалуется, то отец только добавит битья, чтоб лучше учился и слушал учителя. Можем предположить, что процесс обучения в земской начальной школе был иным.

Учительствовали там Гладкий Захарий Карпович и его жена Вера Павловна, которые проработали на этом месте более тридцати лет. Захарий Карпович для тех, кто имел желание продолжать обучение, даже организовывал вечернюю школу, где за 2-3 года преподавал программу 5,6 и 7 классов. (59)

59. Архив КГИКЗ. Оп. 4. Ед. хр. 102. Л. 13.

Сегодня мы не знаем практически ничего о традициях, обрядах, суевериях, бытовавших именно в поселке Аджимушкай. Хотя о том, как проводили праздники, можно сложить некоторое представление по описанию празднования 1 мая. Ежегодно, с 1897 года, рабочие Аджимушкая начали праздновать 1 Мая, но называли они этот праздник «весенним женским праздником». Мужчины утром уходили на работу, а женщины, выгнав коров в череду, собирались вместе; выносили на возвышенность («бугорчик») самовар, закуску, выпивку и садились на зеленую траву. Так они начинали гуляние. Если вдруг из города приходил урядник и спрашивал где их мужья, женщины отвечали что это их весенний женский праздник и мужчин он не «касается». Пристава старались напоить и отправить в город. В обед к женам присоединялись мужья, и начиналось общее веселье. Приносили гармонь и под ее звуки танцевали. Празднование продолжалось два дня, после чего возвращались к работе. (60)

60. Архив КГИКЗ. Оп. 4. Ед. хр. 102. Л. 24.

Кроме того, нам известно, что жители поселка обязательно праздновали и церковные праздники - особенно Рождество и Пасху. Как истинные христиане посещали церковь.
С празднованием Пасхи связана любопытная традиция, существовавшая в Аджимушкае. О ней и поныне вспоминают старожилы. Подробное описание этой традиции мы находим в воспоминаниях В.Я. Медведева. С 1900 г. по 1914 г., ежегодно, в первый день празднования Пасхи, молодежь Новокарантинной Слободки и Аджимушкая проводила «войну камнями». Первыми выходили новослободцы и начинали бросать камни в аджимушкайцев. Естественно, отвечали им подобным образом. Если одна из воюющих сторон начинала, проигрывая, отступать, то ей на помощь приходили люди постарше. Таким образом, каждая сторона получала свежее подкрепление, и постепенно в битву втягивалось все мужское население поселков независимо от возраста. «Воюющие правой рукой с силой бросали камень в противника, а в левой руке держали камень для отражения удара. Избивали друг друга, случалось, до крови». (61)

61. Архив КГИКЗ. Оп. 4. Ед. хр. 102. Л. 24.

Но, что примечательно, всерьез покалеченных в таком опасном занятии, как правило, не было. Никто из коренных аджимушкайцев не вспоминает о полученных кем-либо увечьях, объясняя этот факт тем, что упавших не били. Напротив, воспринималась «война камней» как своеобразная игра и развлечение. С первого дня Пасхи подобные бои проводились по воскресениям и праздникам до осени. Сегодня мы, к сожалению, не можем сказать с уверенностью, откуда пошла эта традиция, проследить корни ее возникновения и возможную связь с каким-либо местными поверьями. Однако о существовании подобных боев в других поселках, расположенных близ Керчи, в том числе и тех где есть каменоломни, нам слышать не приходилось.

Следует отметить, что никаких воспоминаний об обрядах и обычаях, распространенных среди камнерезчиков и связанных с местными поверьями, не осталось. Практически, ничего не известно и о самих поверьях. Хотя мы можем предположить, что у тех, кто работал в подземных выработках, специфические условия работы: постоянная темнота, опасность быть приваленным глыбой камня при малейшей неосторожности, мрачность и некая таинственность окружающей обстановки порождали немало различных поверий. Одним из любимейших занятий местных жителей были рассказы страшных историй вечерами. Собирались для этого обычно у кого-нибудь на хате и начинали «травить байки». Если взять на себя смелость проводить аналогии, то как не вспомнить сказки Бажова.
Итак, мы не знаем, какие легенды передавали друг другу скаляне, но то, что они должны были быть, по нашему мнению, несомненно. Косвенным подтверждением существования суеверий у камнерезчиков, на наш взгляд, могут служить многочисленные изображения «крестов на Голгофе» на стенах подстав в старых выработках. Высота их, как правило, около 80 см. Примечательно, что кресты не нарисованы или процарапаны, а, в преобладающем большинстве своем, выбиты: линии представляют собой канавки шириной около 4 см и глубиной до 2-3 см. Способ изображения достаточно трудоемкий, следовательно, для тех, кто их выбивал, это было достаточно важно. По православному обычаю, кресты ставят либо на месте гибели человека, либо на месте его захоронения. Однако подобное объяснение их появления в подземных выработках выглядит неубедительно по целому ряду причин. В первую очередь, несмотря на достаточно большое количество известных нам архивных документов, в том числе и оговаривающих правила работы в каменоломнях, мы не встретили ни одного упоминания о смертельных случаях под землей, происшедших при резке камня. Даже если допустить мысль о том, что несчастные случаи имели место, их явная единичность не объясняет появления такого количества изображений крестов. Еще менее вероятной нам представляется версия о существовании целого подземного кладбища у камнерезчиков. Видимо, изображения «крестов на Голгофе» в данном случае могут выступать как охранные знаки-символы, обереги. Эту мысль косвенно подтверждают следующие факторы: По христианскому обычаю тело должно быть предано освященной земле, а, судя по картам начала XX века, в поселке было два кладбища, расположенных едва ли не над самими каменоломнями. Изображения крестов в подземных выработках не встречаются локально, а, как правило, по всей площади; мало того, подобные кресты встречаются в разных скалах. И последнее: все изображения очень похожи и размерами и манерой исполнения, а толщина и длина составляющих перекладин почти одинакова не только у выбитых крестов, но и у немногочисленных нарисованных углем, что на наш взгляд, позволяет говорить о неком «каноне». (62)

62. Симонов В.В., Демиденко О.И. Каталог настенных надписей и рисунков Центральных Аджимушкайских каменоломен. Вступительная статья. Рукопись. – Архив Музея истории обороны Аджимушкайских каменоломен. Указанная версия о причинах возникновения изображений «Крестов на Голгофе» предложена О.И. Демиденко.

Здесь следует отметить, что никаких сведений, подтверждающих вышеизложенную версию о причинах появления крестов на стенах подстав в старых подъемных выработках, выявить на сегодняшний день не удалось.

_________________
Не обижай искателя зазря
Он- высших сфер безвольная ноздря
Плати ему зарплату и люби
Не спорь, не залупайся, не груби



За это сообщение автора Ka4ela поблагодарили - 4: putnik, Руслан, rumato, Черновъ
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Каменоломни Аджимушкая. История
СообщениеСообщение добавлено...: 11 окт 2014, 09:55 
Не в сети
Мастер Слова
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 27 сен 2013, 13:21
Сообщений: 424
Откуда: Город Керчь
Благодарил (а): 121 раз.
Поблагодарили: 84 раз.
Пункты репутации: 10
Уникальными свидетельствами духовной культуры такой касты как керченские камнерезчики можно считать рисунки и надписи, датируемые второй половиной XIX - началом XX веков (до 1917г.). Дореволюционные надписи и рисунки встречаются в каменоломнях довольно часто. Как правило, они заметно отличаются от остальных манерой письма (курсив или каллиграфия), орфографией и тематикой. (63)

63. Симонов В.В., Демиденко О.И. Керченская подземная эпиграфика (к вопросу об истории изучения надписей и рисунков в каменоломнях). //175 лет Керченскому Музею Древностей. Материалы международной конференции (27 - 29 июля 2001 г.) -Керчь. 2001. С. 201.

К сожалению, сегодня мы не можем сказать, что все образцы дореволюционной эпиграфики выявлены. Несмотря на некоторые попытки систематического изучения надписей и рисунков в керченских каменоломнях, подобными исследованиями до недавнего времени занимались от случая к случаю, а потому полных каталогов этих источников не существует. Осознавая данный факт, сотрудники Аджимушкайского музея в 2000 г. приступили к выявлению, фиксации и систематизации надписей и рисунков, найденных в каменоломнях. На сегодняшний день эта работа не окончена. Поэтому мы оперируем уже известными нам данными, не претендуя на совершенно полное знание темы. В исследованных выработках дореволюционные надписи, в большинстве своем, представлены либо таблицами подсчета камня (в виде разграфленной сетки, заполненной в первой колонке фамилиями камнерезчиков, а в остальных - цифрами - количеством выпиленного штучного камня), либо указаниями горных мастеров скалянам:
«верхь ободрать или р...затъ бросить лицо немного повернуть в лъво Яковъ Медведевъ». Достаточно часто встречаются втографы камнерезчиков: «Константинъ Липинъ», «Иван Чичеровъ»,«Папулиди». Нередки даты, иногда с фамилиями арендаторов из более ранних - в Еврейской скале: «1893», (64) в Аджимушкайской - «1887 Кирика», остальные даты более поздние - «1898», «1912», «1916».

64. Пронин К.К., Соколов В.М. Указ. соч. С. 4.

Даты и автографы встречаются и в других выработках. Весьма любопытной для нас стала и пока единственная выявленная шуточная надпись: «Рябята потеряли 5 рублей копать здесь» и на противоположной стороне тупика: «Золотом потерялъ 5р копать здесь». Зная о доходах, поступавших в карман скалянина, понимаем, что это действительно шутка. А вот людей, неравнодушных к ненормативной лексике, несомненно, заинтересует один из участков Вергопольской каменоломни, где обнаружено много надписей фривольного и нецензурного содержания, например: «Эхъ вы епь вашу...», сопровождающих соответствующие рисунки. Хотя, по мнению В.В. Симонова, их для указанного периода можно считать нетипичными.

На наш взгляд, следует более подробно остановиться и на содержании рисунков, среди которых преобладают изображения пароходов с парусным вооружением, церквей с куполами, человеческих фигур. Практически в каждой выработке нами найдено изображение скалянина с пилой. Человеческие фигуры изображены, как правило, примитивно и чем-то напоминают детские рисунки. Почти у всех нарушены пропорции: несоразмерно большая голова и тщедушное тельце, короткие руки и ноги. Но, тем не менее, их примитивность ни в коем случае не умаляет исторической и культурной ценности. Благодаря подобным рисункам, сегодня мы можем, например, представить облик охотника, который нарисован со стреляющим вверх ружьем, патронташем на поясе, в пробковом шлеме; рядом с ним - силуэт маленькой охотничьей собаки. Особенно интересным представляется нам камнерезчик за работой: он держит в поднятой руке пилу, одет в свободную рубаху и штаны, голова повязана платком (напоминает современный бандан). По мнению В.В. Симонова, при сравнении рисунков пил можно попытаться определить, какая именно изображена пила - каменная или лесная. Не исключено, что это поможет в определении времени разработки того или иного участка. Из известных нам дореволюционных рисунков хотелось бы описать и «семью Рыковых» в Еврейской каменоломне. На стене одного из стояков нижнего яруса изображены мужчин и женщина. У мужчины бочкообразное туловище, одетое во что-то, внешне напоминающее стеганую фуфайку, а на женщине - свободный, колоколообразный сарафан. Лица изображены схематично, условно, без каких либо попыток отразить внешнее сходство с оригиналами. Рядом, на другой стороне этого же стояка, нарисован еще один, весьма интересный персонаж подземного изобразительного искусства, условно названный сотрудниками аджимушкайского музея «генерал». На сегодняшний день это единственный известный нам рисунок, выполненный двумя цветами - черным и оранжевым (уголь и охра). Он представляет собой погрудное изображение осанистого мужчины в форменном сюртуке. В этом случае мы, судя по некоторым деталям, можем предположить, что у него был реальный прототип. Редко, но встречаются рисунки, запечатлевшие, по-видимому, памятную для художника сцену. К таковым можно отнести изображение бородатого мужчины в сюртуке, со шляпой-цилиндром правой руке, преклонившего одно колено. Справа от него нарисован крест, над которым надпись: «Молюсь веку». Среди довольно часто встречающихся рисунков упомянем и изображения лошадей, чертей и императорских корон с вензелями императора Александра III.
Как мы отмечали выше, скаляне людей изображали достаточно примитивно (хорошо известные рисунки «всадника» и «охотника», тщательно выполненные с прорисовкой мелких деталей нужно считать, скорее, исключением из правил). (65)

65. Симонов В.В., Демиденко О.И. Керченская подземная эпиграфика. С. 203.

Но при этом корабли, по точности изображения корпуса и несущего такелажа, больше напоминают чертежи; а некоторые рисунки церквей, по нашему мнению, являются изображением Иоанно-Богословской церкви поселка Аджимушкай. И это, по-видимому, не случайно. Мы предполагаем, что в данном случае скаляне рисовали не абстрактные пароходы или храмы, а реально виденные ими суда и церкви. Возможно, какой-либо резчик, вернувшись с заработков, в процессе рассказа об увиденном в какой-то момент дополнял свое повествование «наглядным» пособием. (66)

66. Симонов В.В., Демиденко О.И. Каталог настенных надписей и рисунков Центральных Аджимушкайских каменоломен. Версия предложена О.И. Демиденко.

Таким же пособием, только для обучения грамоте, были, видимо, и буквы алфавита, написанные на стенах подстав Старой Аджимушкайской каменоломни.
И сегодня, фиксируя некоторые образцы «наскального искусства» камнерезчиков, мы поражаемся, как рука человека, привыкшего к тяжелому физическому труду, смогла справиться с такой сложной задачей, как передача форм увиденного, и даже, в некотором смысле, своих чувств и мыслей. В большинстве своем дореволюционные надписи и рисунки сделаны углем или черным графитовым карандашом, отдельные процарапаны и лишь кресты глубоко вырезаны в камне.
Таким образом, мы отметим, что своеобразный каменный архив, оставленный скалянами в подземных коридорах - это бесценный источник наших знаний о духовной и материальной культуре жителей поселка Аджимушкай в описываемый период - период добычи камня. Ибо вскоре добыча камня была, практически, прекращена, и в истории Аджимушкайских каменоломен началась новая эпоха - эпоха революций и войн, свидетелями, а порой, и ареной событий которых стали подземные выработки поселка Аджимушкай.

_________________
Не обижай искателя зазря
Он- высших сфер безвольная ноздря
Плати ему зарплату и люби
Не спорь, не залупайся, не груби



За это сообщение автора Ka4ela поблагодарили - 4: putnik, Руслан, rumato, Черновъ
Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group (блог о phpBB)
Сборка создана CMSart Studio
Тех.поддержка форума
Анализ сайта