Форум "В Керчи"

Всё о городе-герое Керчи.
Текущее время: 10 дек 2018, 00:37
Книга Памяти Керчи Крым - твой! О Крыме и отдыхе в Крыму


Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Керченский металлургический комбинат
СообщениеСообщение добавлено...: 25 окт 2012, 22:09 
Не в сети
Штатный раздолбай
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:03
Сообщений: 4255
Откуда: Город-Герой Керчь
Благодарил (а): 445 раз.
Поблагодарили: 941 раз.
Пункты репутации: 29
Изображение
Вид КМК в 30-х годах

Советская индустриализация развивалась двумя основными направлениями. Изначально речь шла о вводе в строй законсервированных цехов и производств, а также об их модернизации. И лишь во второй половине 20-х годов были предприняты первые попытки строительства крупных предприятий с нуля.
Создание Керченского металлургического завода (КМЗ, затем – комбинат) можно отнести к обеим тенденциям. С одной стороны, в Керчи до революции уже существовал металлургический завод. С другой стороны, от него мало что осталось, и поэтому речь шла уже не о восстановлении, а о строительстве нового предприятия. КМЗ стал первым советским металлургическим комбинатом, запущенным в эксплуатацию. В этом плане он даже обогнал знаменитые Магнитку, Кузнецкстрой и ряд других заводов. Однако в дальнейшем они затмили его, а сам КМЗ преследовали одна за другой технологические трудности.

От руды к заводу (1845 – 1855)
Одной из первопричин этих трудностей была железная руда, богатые месторождения которой существовали на Керченском полуострове. Современные оценки ее запасов колеблются в пределах 1,7 – 2,1 млрд. тонн, возможно, даже больше. Запасы гигантские. Толщина рудных тел – десятки метров. Расположены они совсем неглубоко, что делает процесс вскрыши и добычи руды делом крайне простым. Площадь бассейна – порядка 250 квадратных километров.

Однако это не все. Керченская руда очень специфическая – в коричневых и табачных рудах содержание железа среднее (около 35-40%, ниже чем в Кривом Роге), но при этом избыток фосфора, присутствует мышьяк и ванадий, а также высокая влажность (до 17-23%). Именно излишек фосфора и делает переработку этой руды делом уже не совсем простым.

В тридцатых годах XIX века при содействии уральского промышленника Демидова была организована экспедиция по изучению месторождения руды у Керчи. Экспедиция занималась изысканиями с 1837 по 1839 год и подтвердила наличие здесь железорудных богатств. Серьезным их изучением занимались в 40-х годах инженеры А.В. Гурьев и Н.И. Воскобойников. В 1846 году Гурьев сообщал: «Касательно изобилия руд, расположенных в окрестностях Керчи, то я обязываюсь утвердительно сказать, что они составляют необыкновенный пример богатства».

В 1845 году генерал-губернатор Новороссийского края граф Воронцов утвердил проект строительства железоделательного завода в Керчи на базе местных руд. В тот же год под руководством инженера А.В. Гурьева там началось строительство предприятия. Первой построили домну, причем в достаточно сжатые сроки – за 1 год. Оборудование было отечественным – с Луганского механического завода. За первые полгода работы домна выдала 107 пудов чугуна (плавка велась то ли на дровах, то ли на антраците).

Но увеличить объем выплавки мешал фосфор, удалять который из металла тогда еще не умели. Поэтому все следующие 10 лет доменщики заводика у Керчи пытались это сделать. По слухам, им якобы это удалось. Однако закрепить успех помешала Крымская война – английский десант разрушил завод, его оборудование было вывезено в Англию. В войне были уничтожены все заводские документы, и пропала касса предприятия. От завода осталось лишь пустое место.

Завод по-капиталистически

Изображение
В конце XIX века к керченской руде проявили интерес отечественные и зарубежные промышленники. Горный инженер из Франции П. Баяр провел экспериментальное шурфование и анализ керченской руды на предприятиях в Бельгии и Франции. Было установлено, что руда содержит до 35-40% железа, 2-15% марганца и до 1,5% фосфора. Несмотря на фосфоритость было признано, что разработка месторождения и производство стали томасовским способом вполне целесообразны. В апреле 1896 года Баяр подписал с керченской городской управой договор на аренду земли сроком на 30 лет площадью 14,8 тыс. десятин. В декабре 1896 года он продал эту землю Брянскому обществу рельсопрокатных, железоделательных и механических заводов.

Строительство предприятия началось уже весной 1897 года. На нем всего работало до почти 2 тыс. человек. Условия работы были жесткими. Кочегар получал до 80 копеек к день, землекопы – до 60 копеек и выше. По задумке завод строился с полным циклом плюс рядом строился порт и верфи, через который можно было бы вывозить руду и металл. Однако в 1899 году у Брянского общества случилась нехватка средств и предприятие (еще недостроенное) продали за 20 млн. рублей Керченскому обществу металлургических заводов и рудников.
30 мая 1900 года была задута первая домна. Затем вторая, обе небольшие, каждая мощностью по 50 тыс. тонн чугуна. Заработал Новокарантинный рудник. Однако быстро выяснилось, что керченская руда в производстве ведет себя отвратительно и для получения нормального чугуна ее надо смешивать с привозной из Новороссии. К 1902 году убытки предприятия достигли 22 млн. рублей. Произведенный чугун приходилось продавать в убыток. В итоге летом 1902 года завод был остановлен.

Изображение
Вплоть до 1912 года предприятие простаивало, временами переходя из рук в руки. Но производство на нем так и не велось. Весной 1913 года завод был продан в очередной раз – Таганрогскому металлургическому обществу. Представители общества внимательно изучили причины банкротства завода в 1902 году и срочно приступили к достройке томасовского и прокатного цехов, мощности которых создавались с расчетом на работу трех доменных печей.
30 сентября 1913 года дала плавку одна домна. В том же месяце запустили двести коксовых печей, которые производили около тридцати тысяч пудов топлива в сутки. Еще раньше был реконструирован Новокарантинный рудник. Его оснастили двумя экскаваторами производительностью десять кубических саженей в час. В прокатном цехе был установлен рельсопрокатный стан мощностью до 30 тысяч пудов проката в сутки. В рельсопрокатной мастерской установили станки для правки и фрезеровки продукции. Внедрили также канатную дорогу от пристани к коксовым печам, ленточную подачу руды от вагонеток к брикетной фабрике, воздуходувную систему. На коксовом производстве запустили угледробилку фирмы «Карр».

Домна № 1 в 1913 году выдала больше 607 тысяч пудов чугуна, а на семи запущенных конвертерах отлили 107 тысяч пудов металла. К 1914 году на заводе уже числилось 1845 человек, а к 1915-му больше трех с половиной тысяч. 14 января 1914 года была задута вторая домна. Завершалась достройка томасовского и прокатного цехов, директор завода Клейн приобрел для КМЗ динамомашину мощностью 2,5 тыс. киловатт, была построена гофмановская печь (производство извести), удалось отчасти решить проблему пресной воды (пробурили 4 артезианских скважины).

Тем не менее, технологические проблемы завода решить никак не удавалось. Из-за войны была отложена постройка третей доменной печи, стала стандартной недозагрузка прокатного и томасовского цехов Продукция КМЗ получалась чрезмерно дорогой по сравнению с предприятиями, получающими в то время сталь тоже путем томасирования чугуна. Мариупольскому заводу «Русский Провиданс» тонна чугуна обходилась в 24 руб. 40 коп., Таганрогскому - в 29 руб. 40 коп., Керченскому же в 37 рублей. На КМЗ себестоимость тонны стали была 80 руб., в Таганроге - 72, в Мариуполе - всего 54 целковых.

Отрицательно сказывалось на себестоимости продукции и низкое качество кокса собственного приготовления. Расход его на тонну чугуна составил 1,35-1,5 тонны. И главное – по-прежнему не удавалось получить металл из одной керченской руды. Ее перемешивали с привозной криворожской, чтобы повысить кусковатость загружаемой в домны руды, содержание в шихте железа, уменьшить наличие фосфора, мышьяка, кремнезема, снижающих качество металла.

Предприятие, насчитывающее около 2,2 тыс. человек персонала, за 1913-1917 годы произвело 168,8 тыс. тонн чугуна. Самым продуктивным выдался 1916-й. Тогда получили 52,6 тыс. тонн чугуна, 40 тыс. тонн проката. В основном это были рельсы. Их изготовили 28 тыс. тонн. Выпустили также полторы тысячи тонн швеллеров, 6100 тонн квадратных заготовок, 4841 тонну плоских. Тем не менее, это были не те объемы, на которые можно было рассчитывать. Экономическая разруха в 1917 году привела к остановке летом предприятия. В годы немецкой оккупации и гражданской войны завод трижды грабился, вывозилось его оборудование. Предприятие, на котором осталось около 100-130 рабочих, фактически было уничтожено. Погром довершил трест «Югосталь», к которому с 1922 года был предписан КМЗ - на заводы в Донбассе вывезли воздуходувные машины, оборудование химлаборатории и некоторое другое оборудование, включая детали прокатных станов.

Восстановление в 20-е годы

Изображение
Торжественный митинг по случаю запуска домны №1 в 1930 году

В начале 20-х годов предприятие пробавлялось мелкосерийным ремонтом паровозов (в 1921-1922 годах было отремонтировано 10 локомотивов), изготовлением чугунной посуды, зажигалок. В 1925 году при пожаре сгорела контора, в которой хранились все заводские архивы. Фактически, завод был полностью уничтожен.
12 мая 1925 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает постановление «О строительстве новых предприятий металлопромышленности», согласно которому намечено строительство Магнитогорского комбината, Тельбесского (Кузнецкого комбината), а также Керченского металлургического завода. Разработка проекта очередного «создания» КМЗ была возложена на Главметалл ВСНХ СССР, в первую очередь на «Югосталь». На предприятии была проведена инвентаризация, в ноябре 1925 года у завода появился директор – участник Гражданской войны Н.И. Шмидт, главным инженером был назначен В.И. Гулыга. По первоначальной задумке завод планировался мощностью до 980 тыс. тонн чугуна, 820 тыс. тонн стали и 700 тыс. тонн проката в год. Общий срок строительства был рассчитан на 6 лет, первой очереди – 2 года. Пуск первой очереди наметили на первую половину 1927 года. Сметная стоимость строительства первой очереди оценивалась в 15 млн. рублей и 4 млн. рублей золотом на импортное оборудование.

Всего к середине 1927 года КМЗ должен был производить 328 тыс. тонн чугуна, 272 тыс. тонн стали и 221 тыс. тонн проката. Впрочем, несмотря на громадье этих планов, в 1926 году 500 работников стройки сумели худо-бедно лишь разобрать завалы от прежнего завода. Фундамент первой домны заложили только в феврале 1927 года. На ходу приходилось исправлять ошибки проектировщиков и треста. На КМЗ было начато строительство вспомогательных цехов. В ноябре 1927 года не построенному еще заводу «по просьбам его трудящихся» было присвоено имя П.Л. Войкова.

Отставание от сроков все более увеличивалось, в почти 3,5 раза (с 18 до 56 млн. рублей) выросла сметная стоимость строительства. В 1927 году Шмидта на посту директора сменил инженер-экономист Б. Трахтер. Окончательно проект завода был готов только к январю 1929 года, хотя стройка шла уже почти два года. На ней трудилось уже до 5 тыс. человек. Впрочем, главным было то, что советское планирование допустило важную технологическую ошибку. Плавки керченской руды в Мариуполе показали, что в чистом виде из керченской руды получить нормальный чугун крайне сложно – мешает фосфористость. Перед строителями завода встал выбор – построить сначала агломерационную фабрику, которая спекала бы руду, или же в первую очередь запустить домну. Последнее было политически более значимым событием.

Соответственно, выбор был сделан в пользу такого решения. А плавить руду решили путем добавки к ней 40-50% криворожской руды. Такое решение было из разряда «легких», но убивало всю суть завода полного цикла, работающего на своей руде. Агломерационную фабрику, конечно, построили, но из-за непродуманности технического заказа, импортное оборудование пришлось затем еще несколько лет доводить, чтобы оно могло работать с керченской рудой.
20 апреля 1930 года, почти на год опередив Магнитку, заработала первая домна КМЗ. К тому времени строились еще две печи. Однако построенная по американской технологии печь объемом в 615 кубометров переработать керченскую руду так и не смогла – получался один шлак. Приходилось возить железную руду из Кривого Рога. Интересно, что начальником доменного цеха на КМЗ тогда была женщина – инженер П.В. Яблонская.

Всего до конца 1930 года первая печь выдала около 41 тыс. тонн чугуна. В том же году были задуты еще две домны (626 и 689 кубометров объемом соответственно). При этом срок постройки последней составил всего 8 месяцев, что было рекордом. Стоит также отметить участие иностранцев в строительстве КМЗ: Cintering Corp. из США поставила оборудование для аглофабрики, французская «Дистикокс» строила коксовые батареи, экскаваторы для Новокарантинного рудника завозились из Германии и США, из Северной Америки поступила документация на домны, оборудование для электростанции поставила фирма Krupp.

КМЗ в 30-х годах

Изображение

Ключевой ошибкой в планировании завода стало мнение Гипромеза и инженеров предприятия в том, что домны «американского типа» смогут перерабатывать фосфористые и пылеватые руды Керчи. Все три домны были рассчитаны на 330 тыс. чугуна в год, однако реальная их производительность оказалась ниже. Причина – неудовлетворительная работа аглофабрики, где постоянно ломалось оборудование. Разумеется, советские инженеры всю вину свалили на поставщика оборудования, однако не стоит забывать, что техзадание на покупку аглофабрики составляли в тресте «Югосталь» с учетом рекомендаций самих заводских инженеров.
Летом 1930 года начал работу томасовский и прокатный цех, вступил в строй блюминг и рельсо-балочный стан. Вступила в строй электростанция и коксово-химические производство из 255 печей (из них 55 - фирмы «Беккер»). Несмотря на резкое увеличение производства продукции в 1931 году, план удалось выполнить лишь на 65-66%. При этом коллектив завода к 1932 году достиг почти 12 тыс. человек.

Остро стояла проблема с водообеспечением, еще острее – с жильем. КМЗ в 1932 году располагал 26 общежитиями, семью бараками для семейных и девятнадцатью для холостяков, 149 жилыми домами с 1307 квартирами в районе «Колонка» и шестью домами в городе, где было еще несколько десятков квартир. Всего в жилье нуждались 43% рабочих и около 15% ИТР. Соответственно, на предприятии царила гигантская текучесть кадров. В 1931 году прибыло 14139 человек, убыло 12300, в 1932 соответственно 11111 и 9419. Завод за свой счет построил 6 школ.

Изображение

Плановой производственной мощности завод достиг в 1933 году, однако несмотря на рост выработки в рублях на 1 рабочего почти на 25%, в 1933 году завод был планово-убыточным. Это обуславливалось тем, что футеровка домен не выдерживала более 150-200 плавок (из-за кремнезема в руде), конверторы и другое оборудование часто ломались, а высокая себестоимость продукции зависела от подвоза руды из Кривого Рога. КМЗ так и не перешел на работу на своей рудной базе. А ведь именно это и было производственной целью и смыслом существования предприятия.

В 1932 году заработал ванадиевый цех комбината, в 1933 году там было получено до 1 тонн этого ценного металла. В 1937 году цех произвел уже около 16 тонн металла (около 2,5% от мирового производства). В 1932 году заработала и обогатительная фабрика, благодаря чему удалось хоть как-то повысить качество местной руды. К началу 1934 года только в строительство завода было вложено около 106 млн. рублей, однако было понятно, что предстоят еще большие инвестиции.

Изображение

К концу 1935 года КМЗ стал на несколько месяцев даже рентабельным, а суточная плавка по сравнению с 1932 годом выросла почти в 3 раза (с 300 до 950 тонн чугуна). НКТП и государство с 1936 года стали требовать от предприятия увеличения производства чугуна до 500 тыс. тонн, однако это было нереалистично. Авралы, частые поломки, перманентная реконструкция томасовского и прокатного цехов не позволяли достичь этих показателей. В октябре 1936 года против директора завода и главного инженера было заведено уголовное дело. Чекисты стали усиленно отрабатывать версии вредительства на заводе.

В 1937 году за один месяц КМК им. Войкова лишился всего руководства – от директора завода и главного инженера вплоть до начальников отделов и замов руководителей цехов. По данным керченского краеведа М.П. Ходаковского, под репрессии попало до 170 человек. Многие из них были приговорены к расстрелу или заключению.

Интересно в этой связи «покаянное» письмо директора КМК В.В. Глинки:
«Работая в течение 6 1/2 лет директором КМЗ им. Войкова, я допустил в своей работе ряд грубейших политических ошибок. Не сумел своевременно разоблачить вредителей, орудовавших на заводе и срывающих выполнение планов завода. Теперь для меня ясно, что ГУМП все годы не помогал, а тормозил развитие завода. Все мои попытки обращаться за помощью оставались без последствий... Как известно ГК ВКП (б), работу всего завода тормозил наш томасовский цех, работал плохо сам, тормозил также прокат и доменные печи.
Основной причиной срыва томаса была низкая стойкость футеровки и днищ. Над вопросом, как поднять их стойкость, работали и работают десятки инженеров завода и институт, в том числе и члены партии. Но заметных результатов не достигнуто. ...Я решил сам изучить это дело от начала и до конца. Изучил литературу, подобрал техников и расставил их так, чтобы охватили все смены, все операции правильности процесса изготовления кирпича и днищ в доломитной. Никому уже не доверял, лично организовал и проверял в течение 20 дней круглосуточно.

Это помогло мне докопаться до настоящей причины плохой работы томасовского цеха... Оказалась, что вражеская рука внесла «небольшую» поправку в технологию изготовления днищ. Эта поправка, никем не замеченная, позволила уменьшить подачу дутья в конвертер почти в 4 раза против нормы.
А это привело: 1) процесс плавки в конвертере продолжался дольше. Если по норме плавка должна продолжаться 13 – 15 минут, у нас она шла 20 – 30 минут. Этим уменьшалась выплавка стали, а, следовательно, уменьшался и прокат; 2) чем дольше продолжалась плавка, тем больше оставалось в металле азота и кислорода, что губительно для качества металла».

Изображение
Прокатный цех завода в 30-х годах

Из последующей истории КМК в 30-х годах стоит отметить интересный факт, что его директором в 1939 году стала женщина – О.Б. Гофман, прославившаяся в основном борьбой с вредителями. В 1940 году предприятие, работавшее частично на криворожской руде, сумело вплотную подойти к цифре в полмиллиона тонн чугуна – было произведено до 492 тыс. тонн чугуна. Это было высшее достижение завода в годовом исчислении до войны. В 1941 году КМК уже перевыполнил полугодовой план на 10-20%.

Производство продукции по ряду лет на КМК им. Войкова:

Изображение

КМК в годы войны

Изображение
Следы эвакуации и боев в Керчи в 1941 году

В первый месяц войны около 2,5 тыс. работников завода ушло в армию. В июне-августе на предприятии своими силами был изготовлен бронепоезд "Войковец". В августе-октябре он принимал участие в боях против немцев в Северном Крыму. Производство переходило также на выпуск мин, гранат и бутылок с зажигательной смесью. Осенью 1941 года войковцы участвовали в строительстве укреплений на Перекопе и поставляли туда металл. Одновременно с предприятия шла эвакуация оборудования через Керченский пролив. Станки, техника, машины вывозились на Кузнецкий меткомбинат, Нижнетагильский комбинат и на другие предприятия Урала.

После захвата Керчи немцы осмотрели оставшееся оборудование, но запускать завод не пытались. После освобождения Керчи в декабре 1941 года, на предприятии снова налаживается выпуск военной продукции, несмотря на нехватку персонала и оборудования завод выпускает второй бронепоезд - легкий бронепоезд №74. В мае 1942 года этот бронепоезд участвовал в боях у Керчи.

Изображение
Один из крымских бронепоездов

После освобождения Керчи в 1944 году было принято решение начать восстановление завода, однако процесс оказался не простым и затянулся чуть ли не на 8-10 лет.

Подробная история КМК им. Войкова: http://kerch.name/history/sovet/rus_rul/1.html
Источник

18.10.12. г. постановлением Хозяйственного суда АР Крым ПАО "Керченский металлургический комбинат" признано банкротом...

_________________
Ищу смысл в смысле
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Старые книги о Керчи
СообщениеСообщение добавлено...: 16 янв 2015, 14:18 
Не в сети
Хранитель Форума

Зарегистрирован: 16 дек 2014, 14:03
Сообщений: 2287
Благодарил (а): 190 раз.
Поблагодарили: 469 раз.
Пункты репутации: 60
http://ogeologii.ru/nachalo-kerchenskoy ... urgii.html

Начало керченской металлургии

…Генерал-губернатор Новороссийского края граф Воронцов подъезжал к своему одесскому дворцу. Копыта лошадей звучно цокали по брусчатке Приморского бульвара, экипаж въехал в чугунные, уральского литья ворота. «Отменное здание построил все-таки этот Боффо», — машинально подумал Воронцов, глядя на красивые колонны беседки и строгие линии белого здания. Подбежавший лакей открыл дверцу, и Воронцова встретили обычные кланяющиеся и подобострастные лица. «Извольте-с взглянуть, Ваше превосходительство», — подал в кабинете секретарь заготовленную бумагу. «В полном соответствии с ходатайствами именитых людей керченских. Письмо господину министру о сооружении железоделательного завода в Керчи».

«Металлургический завод в Керчи? В этом захолустье?» — промелькнуло в голове у губернатора. — «А, впрочем, не стоит нарушать сложившейся репутации покровителя торговли и промышленности. Подпишу», и пошел обедать. И вот в 1844 году Воронцов внес предложение о строительстве в Керчи чугуноплавильного и железоделательного завода. По его просьбе министр финансов Вронченко вновь командировал в Керчь горных инженеров Гурьева и Иваницкого, первый из которых уже в течение 15 лет изучал керченские и таманские руды и был известен как знающий Крым специалист. Очень скоро Гурьев и Иваницкий пришли к выводу, что базой для керченского завода должен служить «неисчерпаемый Камыш-Бурунский пласт самого богатейшего в Южной России Камыш-Бурунского месторождения».

Доменная печь была построена, но выплавить чугун долго не удавалось. Неудачи вызвали недовольство горного начальства в Петербурге. Полковника Гурьева сместили и заменили горным инженером штабс-капитаном Мевиусом. Мевиусу удалось в конце концов получить чистый чугун, но во время начавшейся Крымской войны англо-французский десант разрушил завод. Добыча керченских руд прекратилась, завод так и не восстановили. Горное ведомство пыталось проводить дальнейшие разведки, но ассигнования постоянно сокращались, и разведочные работы вскоре пришлось прервать.

Начало повторной эксплуатации керченских руд было положено весной 1895 года, когда группа французских капиталистов, представленная горным инженером П. Г. Баяром, заключила контракт с Керчь-Еникальской городской думой, предоставляющий означенному господину «исключительное право на производство разведок на принадлежащих городу землях месторождений железной руды» и предусматривающий отдачу ему же исключительного права на разработку. Срок договора городская дума определила в 36 лет (Баяр просил концессию на 76 лет) с правом преимущественного продления при равных предложениях еще на 36 лет.

http://ogeologii.ru/borba-za-mestorozhdenie.html

Борьба за месторождение

В архивах сохранилась телеграмма конкурировавших с французами представителей Александровского завода Брянского общества Горянинова и Кошницкого в Керчь-Еникальскую думу по этому вопросу: «Из газет узнали, что городское управление… ведет переговоры, чтобы отдать в арендное содержание французской группе капиталистов права разработки железной руды на землях Керчи. Как представители наиболее масштабного отечественного металлургического конгломерата Брянского общества, много потрудившиеся на развитие железоделательного дела в России, имеем честь почтительнейше просить Вас не предпринимать каких-либо окончательных решений до приезда нашего делегата для поселения в городе, и осмотра залежей. Полагаем, русские богатства должны остаться в русских руках».

Апелляция к патриотическим чувствам купеческо-дворянской городской думы, однако, не помогла. Отцы города постановили заключение контракта с Баяром не откладывать.

Французскому капиталу удалось захватить крупнейшие железорудные месторождения Керченского полуострова. В соответствии с контрактом Баяр провел летом 1895 года разведки на арендованных площадях. Закулисная борьба монополий на этом не кончилась. Баяру предложили большой куш отступного. Ничто не связывало чужеземца с полудикой керченской степью, ему нужны были деньги и только деньги, возможность разбогатеть.

http://ogeologii.ru/borba-za-mestorozhd ... ast-2.html

Борьба за месторождение Часть 2

И уже 7 августа 1896 года Брянскому обществу удалось перекупить у Баяра арендованные земли. В 1897 году срок концессии Брянскому обществу был продлен еще на 60 лет — до 1991 года, и оно приступило к постройке металлургического завода. Он был введен в строй в 1900 году. Были построены две доменные печи, сооружен коксовый завод, фабрика для спекания и брикетирования руд. Была налажена разработка мшанковых известняков. Но предприятие оказалось нерентабельным. В мае 1902 года завод был остановлен, переходил из рук в руки, а в 1906 году продан государственному банку.

Лишь в 1913 году вновь задымили домны Керченского металлургического завода, когда предприятие — в который раз! — перешло в руки дельцов Таганрогского металлургического общества. На заводе были построены новые—томасовский и прокатный цехи. Предприятие работало до 1917 года, пока не прекратился подвоз угля из Донбасса. В гражданскую войну завод почти полностью пришел в упадок, остались лишь голые стены и трубы. Не везло керченской металлургии!

В развитии же горнодобывающей железорудной промышленности до гражданской войны подобных приливов и отливов не было. Медленно, но верно росла на керченских рудниках добыча руды, вывозимой на заводы Мариуполя и других городов Приазовья. Керченский металлургический завод потреблял лишь малую долю добываемых руд.

Вместе с добычей руды росло число рудокопов — «грабарей». Вручную, без всякой механизации, было добыто в 1914 году 536 тысяч тонн руды (в год, когда известный русский авиаконструктор Поликарпов поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института). Тысячи людей, как муравьи, копошились на рудниках. На телегах вывозилась руда к морским причалам и грузилась на корабли, В зной и холод, дождь и снег ползли они мимо вывесок «Русский провиданс», «Рудник Таганрогского общества», «Рудник Керченско-Таганрогского общества». Русские названия, а ничего в них русского не было. Бельгийские и французские капиталисты стояли за русскими вывесками.

Гражданская война и разруха отразилась и на рудниках. Все, что можно было увезти, вывезли интервенты и белогвардейцы. Грабари разбежались, добыча руды прекратилась. Бурьяном заросли некогда оживленные горные выработки.

http://ogeologii.ru/detishhe-vlasti.html
Детище власти
После гражданской войны и последовавшей за ней разрухи восстанавливать в Керчи было нечего. Стены металлургического завода, заброшенные рудники, увезенные за рубеж геологические документы… Нужно было строить все заново.

В годы первых пятилеток огромное строительство развернулось в Керченском бассейне. Стройке уделял серьезное внимание нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Вся страна строила керченский металлургический комплекс. И поднялись корпуса предприятий металлургического завода имени Войкова и Камыш-Бурунского железорудного комбината. На новой технической базе ожили железорудные карьеры.

Но летом 1941 года загремели орудия, упали первые бомбы… Началась война. Дважды в течение Великой Отечественной войны прокатывалась линия фронта через Керчь.

После изгнания фашистских оккупантов наши войска застали дымящиеся развалины крупнейших промышленных предприятий города и бассейна. Все пришлось начинать сначала…

И вновь взметнулись над керченской землей трубы и корпуса большой электростанции, обогатительной и агломерационной фабрик, механических мастерских Камыш-Бурунского железорудного комбината. Рядом с комбинатом вырос поселок Аршинцево с населением в тридцать тысяч человек. Появились огромные трехсотметровые отвальные мосты в карьерах. Мост, многоковшовый экскаватор, электропоезд заменили грабаря и его телегу. И добывается в Керченском бассейне руды в 15 раз больше, чем в 1914 году, — семь с половиной миллионов тонн.

На трех его огромных, каждый в несколько километров длиной, рудниках — Камыш-Бурунском, первом и втором Черноморском — не видно людей. Только экскаваторы скрежещут ковшами, гудит электровоз да, прокладывая колею, скрипит путеукладчик. Рука человека не прикасается к руде, она лишь управляет совершенными горными машинами.

Отсюда, с аглофабрики, увозят поезда и корабли огненный агломерат.


Последний раз редактировалось kalashik 17 янв 2015, 02:19, всего редактировалось 1 раз.


За это сообщение автора kalashik поблагодарили - 2: Руслан, Черновъ
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Керченский металлургический комбинат
СообщениеСообщение добавлено...: 17 янв 2015, 02:16 
Не в сети
Хранитель Форума

Зарегистрирован: 16 дек 2014, 14:03
Сообщений: 2287
Благодарил (а): 190 раз.
Поблагодарили: 469 раз.
Пункты репутации: 60
http://ogeologii.ru/sostav-kerchenskih-rud.html

Состав керченских руд

В керченских железных рудах содержится, однако, не только железо. В них повышенные концентрации марганца, фосфора, ванадия, мышьяка. Это ценнейшие комплексные руды, разумное использование которых позволит извлекать многие полезные примеси. А всего в керченских рудах содержится около 45 химических элементов, почти половина менделеевской таблицы! И многие из этих элементов можно получить в чистом виде и использовать.

Марганец, попадающий в металл из руды, является ценной легирующей добавкой, которая улучшает качество металла. Марганца в керченских рудах больше, чем в известном еще с дореволюционных времен знаменитом Чиатурском марганцеворудном бассейне, — около 40 млн тонн. А во всей Азово-Черноморской провинции до 60 млн тонн!

Керченские руды содержат около 20 млн тонн фосфора. Недаром в специальной литературе они называются агрорудами. Шлаки, полученные после выплавки стали, представляют собой ценнейшее удобрение: они содержат 18—22 проц. пятиокиси фосфора. Одна тонна шлаков успешно заменяет восемьсот килограммов суперфосфата. И получают этих фосфористых удобрений ни много ни мало — четверть миллиона тонн, что позволяет дополнительно получать тысячи тонн зерна.

Нельзя забывать и о том, что важнейший легирующий элемент — ванадий был получен впервые в Советском Союзе именно из керченских руд. В 1973 году ванадиевый цех завода им. Войкова выдал 72 тонны соединений ванадия, содержащих около 25 процентов этого элемента. Мы используем еще далеко не все возможности керченских руд.

Керченские месторождения железных руд
http://ogeologii.ru/kerchenskie-mestoro ... h-rud.html
Современная Керчь — это ключ к огромной подземной кладовой, расположенной в недрах Керченского полуострова. К югу от поселка Аршинцево, близ озера Тобечик, стоят три небольших кургана. «Три брата» зовут их в народе. Поэтическая древняя легенда рассказывает, что жили некогда в этих местах три брата, три добрых молодца. Мать не чаяла души в своих сыновьях. Но братья занялись разбоем, стали грабить и убивать людей. И от горя прокляла их родная мать, и окаменели они, образовав три кургана. Вместе с ними окаменели награбленные сокровища. В одном из трех курганов в 1965 году вместе с захороненной знатной женщиной археологи нашли золотые вещи и драгоценности.

Но не в этом заключается богатство Трех братьев. Курганы стоят на Эльтиген-Ортельском железорудном месторождении. Вот оно, продолжение легенды, вот истинное богатство трех курганов — 150 млн. тонн ценной руды!

Много курганов на Керченском полуострове. И многие из них прячут под собой железорудные клады. Яныш-Такыльское, Камыш-Бурунское, Катерлезское, Чегене-Салынское — всех месторождений не перечислишь! И в каждом из них по 300—400 млн. тонн железных руд. А общие запасы руд полуострова составляют почти два миллиарда тонн.

Каждый клад — огромное блюдо из горных пород диаметром в несколько километров. И на каждом блюде—пирог руды в несколько метров толщиной. Сверху месторождение прикрыто пластами глин, песков и других горных пород, спрятано от посторонних глаз. Но разведали люди эти залежи, и теперь судьба их — в руках человека. Они ждут, когда дойдет очередь до их разработки, когда проскребут огромные экскаваторы первые борозды в рудном пласте, снимут «шапку» наносов и руда заиграет буровато-зелеными переливами под лучами яркого керченского солнца.

Что такое керченские руды? Это довольно разнообразные по своему составу горные породы, отличающиеся общей особенностью— значительным содержанием железа. Горная порода является рудой в том случае, если она содержит не менее 30 процентов железа. В настоящее время добываются руды с содержанием 35—41 процент железа.

Железо заключено в самых различных минералах керченских руд — в силикатах (они представлены здесь хлоритами), в карбонатах (сидерит, олигонит), гидроокислах (гидрогетит). Хлориты и гидроокислы железа образуют округлые, концентрически слоистые шарики размерами в несколько миллиметров, реже до 1—2 см— оолиты. Иногда вместе с оолитами в рудах содержатся мелкие окатанные обломки рудного вещества, обломки оолитов. Все эти частицы — и оолиты и рудные обломки—скрепляет цемент из хлоритов и глинистых минералов вместе с гидроокислами железа.



За это сообщение автора kalashik поблагодарил: Черновъ
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Керченский металлургический комбинат
СообщениеСообщение добавлено...: 18 янв 2015, 22:59 
Не в сети
Хранитель Форума

Зарегистрирован: 16 дек 2014, 14:03
Сообщений: 2287
Благодарил (а): 190 раз.
Поблагодарили: 469 раз.
Пункты репутации: 60
Есть шанс на возрождение керченской металлургии
Для этого нужна руда и уголь
Керченские руды могут использоваться как примеси из-за своего замечательного состава (марганец например)
Строительство моста с объемом 60 составов в день о чем-нибудь говорит?
Говорит о том, что это не пассажирские поезда - это товарняк. Но откуда?
Намек на ответ:
РЖД могут инвестировать в развитие армянской железнодорожной сети около 15 млрд рублей, сообщил президент Российской Федерации Владимир Путин, сообщает пресс-служба Кремля.
«Предполагаемые инвестиции ОАО «РЖД» в развитие армянской железнодорожной сети могут составить около 15 млрд рублей», сказал Путин по итогам переговоров со своим армянским коллегой Сержем Саргсяном.
Один из инфраструктурных проектов - высокоскоростные железнодорожные магистрали
http://forexaw.com/NEWs/EconomyRF/News_ ... 0%B5%D0%B9
Ответ прост:
будут строить дорогу из Ирана через Армению/Грузию/Абхазию/Новороссию (Херсонская/Николаевская/Одесская обл.) в Европу
Далее, при чем тут дорога:
Сведений о ведущихся в Иране геологоразведочных работах на железорудное сырьё мало. Известно лишь, что за сорокалетие с 1968 г. в ходе геолого-геофизических работ выявлено более 38 аномалий, детальное изучение которых позволило оценить геологические запасы железных руд в 7,1 млрд т.
Экспорт товарных железных руд из Ирана не превышает 70 тыс.т. Импортирует Иран до 2 млн т железной руды в год.
Т.е. у ребят серьезные проблемы с железом, а если будет нормальная ж/д - почему бы не запустить производство.
К моменту готовности моста, надеюсь, уголь с Донбасса будет как часики поставляться.
Занялся бы кто-нибудь этим вопросом .... глядишь, лет через 5-10 опять бы закоптил ЖРК


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Керченский металлургический комбинат
СообщениеСообщение добавлено...: 07 мар 2017, 12:06 
Не в сети
Мастер Слова
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2015, 13:00
Сообщений: 318
Благодарил (а): 1105 раз.
Поблагодарили: 388 раз.
Пункты репутации: 10
Керченский завод им. Войкова снова станет государственным
На выходных на заводе поменялась власть: руководителей, назначенных холдингом не пустили на рабочие места. Позже замминистра промышленной политики Крыма Борис Кабаков, приехавший на встречу с рабочими, объяснил, что произошло.
О случившемся сайту KERCH.COM.RU рассказал руководитель профсоюзной организации Геннадий Возиян. По его словам, два бывших украинских предприятия, созданных на базе завода им. Войкова – «Краснодарский металлургический комплекс» и «Краснодарская стрелочная компания» - национализированы. Будет создано государственное унитарное предприятие Республики Крым «Керченский металлургический завод», как это было изначально.
Крым собирается инициировать процедуру принудительного выкупа, для чего уже сегодня на заводе создается комиссия по инвентаризации, которая опишет имущество и оценит его стоимость.
Пока предприятие никто не возглавляет, бывших руководителей - Демидович и Овсеюк - нет на территории. Замминистра Борис Кабаков обещал рабочим, что предприятие больше никогда не будут возглавлять назначенцы из Киева.
Глава администрации Керчи Владимир Подлипенцев сообщил сайту KERCH.COM.RU, что чиновник привез распоряжение главы Республики о принудительном выкупе имущества стрелочного и металлургического заводов. «Эти фирмы были аффилированы с украинскими хозяевами, краснодарские компании их только арендовали. В связи с этим стрелочному заводу было тяжело получить некоторые заказы, потому что проскакивали заявления, что заказчики не собираются обогащать украинского хозяина. Считаю, что это решение абсолютно закономерное, это должно было рано или поздно случиться».
«Борис Кабаков обещал, что сокращений на заводе не будет, - сказал Геннадий Возиян. – При этом произойдет слияние двух предприятий в одно». Руководитель профсоюзной организации дополнил, что смена собственника никак не отразилась на производстве – заводы работали в штатном режиме.
На встрече с Борисом Кабаковым и Владимиром Подлипенцевым присутствовало порядка 200 делегатов от обоих предприятий. Люди задавали вопросы по объединению, зарплатах, возможных сокращениях, переориентировании цехов предприятия и другие, а также настаивали, чтобы новым заводом руководил керчанин, опытный работник управления. Замминистра Борис Кабаков обещал заводчанам государственную поддержку.

Источник: http://www.kerch.com.ru/articleview.aspx?id=64362
© KERCH.COM.RU



За это сообщение автора Ленчик поблагодарил: Диогения
Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group (блог о phpBB)
Сборка создана CMSart Studio
Тех.поддержка форума