Форум "В Керчи"

Всё о городе-герое Керчи.
Текущее время: 24 май 2018, 05:23
Книга Памяти Керчи Крым - твой! О Крыме и отдыхе в Крыму


Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Церкви Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 24 июн 2013, 20:04 
Не в сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 18937
Изображения: 0
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 4235 раз.
Поблагодарили: 7266 раз.
Пункты репутации: 75
Свято-Афанасиевская (старокладбищенская) церковь Керчи

Св.-Афанасиевская церковь, называемая также «кладбищенская», была построена у восточной границы кладбища на горе Митридат, согласно надписи на греческом языке на памятной мраморной доске на правой стороне фасада, в 1863 г.

На строительство каменного здания губернский секретарь Афанасий Маринаки завещал 15000 рублей серебром. Храм освящён в 1864 г. во имя святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского (престольный праздник 2 мая). По 1889 г. включительно, церковь с 2-х ярусным иконостасом в документах упоминается как «холодная», а с 1896 г. уже как «тёплая», но «утварью скудная». И только не позднее 1898 г. о Св.-Афанасиевской церкви сообщается, что «утвари достаточно».

Изображение


По обету, на третий день праздника Св. Троицы, от кладбищенской церкви к одному из ближайших колодцев, с разрешения Синода от 24 апреля 1895г. ежегодно совершался крестный ход с иконой, сооруженной в память избавления от холеры.

Вокруг Св.-Афанасьевской церкви была построена каменная ограда, внутри которой в 1874 г. церковный староста Родион Денисов на собственные средства построил каменный флигель для сторожа. Старостой храма он был более 5-ти трёхлетий, и ему 15 сентября 1891 г. (даты до 1918 г. даны по ст. ст). было преподано благословение Синода с выдачей грамоты.

В начале XX века Св.-Афанасиевская церковь была украшена хорошими иконами в ценных киотах церковным старостой, керченским мещанином Димитрием Васильевичем Яковлевым.

К 1923 г. на колокольне, устроенной под аркой сверху переднего выступа церкви, имелось 4 медных колокола.

На содержание причта и церкви по завещанию Афанасия Маринаки в Московский опекунский совет в 1859 г. на вечное время были внесены 10000 рублей серебром. Причт согласно указа Таврической духовной консистории (далее ТДК) от 26 апреля 1865 г. состоял из священника и причетника. Первым настоятелем кладбищенской церкви был священник Михаил Георгиевич Михо (около 1819 - 23 апреля 1869 гг). Он умер от тифа и был похоронен на митридатском кладбище. После него настоятелями Афанасиевской церкви были: около 1869 г. священник Иоанн Васильевич Воскресенский, около 1870 г. протоиерей Александр Феодосиевич Бершадский, после 1872 г. священник Михаил Николаевич Клопов. Окончательно вопрос о причте Афанасиевской церкви был снят указом ТДК от 20 сентября 1880 г. По принятому решению Богослужения в кладбищенской церкви, приписанной к собору, совершал в воскресные и праздничные дни и по субботам один из священников собора. Это правило выполнялось до закрытия собора в 1930 г. Тогда священниками собора были Иоаким Булгаков, Евграф Лебедев, Александр Глебов.

С устройством нового кладбища в Керчи и постройкой на нём Св.-Гавриило-Варваринской церкви кладбище на горе Митридат стали называть «старым», а Св.-Афанасиевскую церковь «старокладбищенской». 9 мая 1899 г. Св.-Афанасиевскую церковь и приведённое кладбищенским комитетом в должный порядок старое кладбище обозревал преосвященнейший Николай, епископ Таврический и Симферопольский. Архиерей напомнил керчанам о недопустимости разорять кладбища.

С началом Русской смуты для Православной Церкви наступило тяжелое время. 9 марта 1922 г. в Керчи была создана «Окружная комиссия по изъятию храмовых ценностей при Керокрисполкоме». Только 26, 27, 28, 29 марта 1922 г. по городу из всех храмов были «изъяты» 1 пуд 38 фунтов 72 доли серебра. «Изъятие» ценностей производилось и позднее. В частности, из Св.-Афанасиевской церкви по акту от 1 июня 1922 г. было «изъято» 7 фунтов 30 золотников 12 долей серебра и по дополнительной описи от того же числа 2 фунта 58 золотников 24 доли серебра.

Храмы и церковное имущество новой властью были объявлены народным достоянием, а прихожанам было предложено заключить договор с Керченским Окружным Исполнительным комитетом Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов о принятии в бессрочное и бесплатное пользование помещения с богослужебными предметами. 31 октября 1923 г. подобный договор со стороны «двадцатки» Афанасиевской церкви за себя лично подписали Прокофий Кузьмич Меркулов и Степан Иванович Овдиенко и они же по доверенности за Карпа Глушкова, Алексея Лопушинского, Феодосию Борисенко, Максима Соушева, Александру Недорезову, Марию Нун, Ольгу Бубович, Петра Бочко, Николая Гололобова … От Керченского Окружного исполкома этот договор подписал Николай Беляев.

21 ноября 1930 г. по новому договору с Административным отделом КерчьРайисполкома церковная «двадцатка» приняла от уполномоченного С. И. Фест «в бессрочное и бесплатное пользование храм под наименованием Афанасиевская церковь г. Керчи».

17 ноября 1933 г. ночью Афанасиевская церковь была ограблена. Воры похитили пятнадцать наименований серебряных вещей, в том числе покрышку с большого Евангелия, дарохранительницу, крест, дискос, лжицу, звездицу, ковшик, тарелочку. В ночь на 12 января 1934 г. последовала очередная кража. 5 мая 1934 г. комиссией (от Горфо ?) был составлен акт о недостаче в Афанасиевской церкви (вследствие кражи). Горфо и нарсуд Керчи оценили один килограмм серебра в 34 золотых рубля, притом, что Госбанк и Торгсин оценивали килограмм серебра в 14 золотых рублях. По цене Госбанка и Торгсина стоимоть похищенного составила 1749 рублей 12 копеек, а по цене Горфо и нарсуда Керчи 4275 рублей (золотом). Прихожане внесли 2000 рублей золотом и обжаловали (безрезультатно) действия нарсуда Керчи в Главсуде Крыма. Во исполнение указаний крымской власти в Керчи 26 июля 1937 г. (тогда священником был Иоанн Макарович Зинченко, а псаломщиком протодиакон Трофим Ефимович Хоменко) был составлен акт описи имущества Афанасиевской церкви из 96 наименований. Ответственным секретарём Горсовета Сергеевым Ф. Т, инспектором госдоходов Керчь Горфо Минасовым Э. и председателем «двадцатки» Корагиной А. В. 28 января 1938 г. был составлен акт, что «ввиду отсутствия полного состава «двадцатки» Афанасиевской церкви, таковая опечатывается сургучной печатью Керченского Горсовета».

Точную дату возобновления богослужения в Св.-Афанасиевской церкви назвать трудно. По устным свидетельствам некоторых керчан, служба в старокладбищенской церкви была возобновлена после начала Великой Отечественной войны, ещё до первой оккупации в 1941 г.

Изображение

Ныне в Св.-Афанасиевской церкви служит протоиерей Леонид Никитин. В церкви находятся антиминс, подписанный святителем Лукой Крымским (Войно-Ясенецким), частица его святых мощей.

Около 1994 г. по 1999 г. Св.-Афанасиевская церковь стала войсковым храмом Керченского союза казаков (атаман Евгений Николаевич Морозов). Здесь 26 мая 1995 г. казаками была принесена первая присяга на верность казачеству и освящено знамя Керченского союза казаков.

Причт и прихожане традиционно заботятся о своей церкви и о погосте, на котором примерно одиннадцать захоронений, большая часть которых безымяные.

Носков Андрей Васильевич
Общественная организация Таврический Центр Военной Истории.

Источник

Изображение

_________________
Изображение Изображение Я В контакте. Группа В контакте.



За это сообщение автора Руслан поблагодарили - 4: Серго, Русская Версия, snowberry, Ленчик
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Церкви Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 26 июн 2013, 21:26 
Не в сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 18937
Изображения: 0
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 4235 раз.
Поблагодарили: 7266 раз.
Пункты репутации: 75
Церковь Иоанна Предтечи


Изображение


Церковь Иоанна Предтечи в Керчи является выдающимся памятником ранневизантийского культового зодчества конца IX – начала X вв.
Храм представляет собой сложный архитектурный комплекс, окончательно сформировавшийся лишь в конце XIX в. Первоначальная византийская постройка, занимающая ныне восточную часть церкви, представляла собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. На нижнем кубическом массиве возвышался крестообразный верх, который хорошо выделялся сверху благодаря пониженным угловым частям. Внутри крест был нарушен отдельно стоящими колоннами, в результате чего церковь органически объединяет две архитектурные системы: базиликальную и крестово-купольную. Подобные храмы строили начиная с IX в. в восточных районах Византийской империи. Сейчас невозможно ответить на вопрос, кто же построил храм: боспорские мастера или заезжие зодчие. Можно говорить о том, что строительство подобного храма вряд ли было под силу местным мастерам (Храм является примером константинопольской архитектурной школы этого периода). Его сооружение несомненно контролировалось имперской администрацией и константинопольской патриархией.
Даже при беглом осмотре здания в глаза бросается оригинальный тип кладки внешних стен. Небольшие, хорошо обработанные блоки известняка, чередуются с прослойками тонких обожженных кирпиче и плинф.
Этот необычный прием придает стенам некоторую пышность и нарядность. Подобный тип кладки был хорошо известен византийским зодчим и неоднократно применялся при строительстве больших общественных зданий в Херсоне, Солуни и Константинополе. При помощи кирпича выложены также внутренние арки ветвей креста, верхняя часть барабана купола и навершия узких окон. Церковь венчает единственный полусферический купол, образующим центр креста. Он установлен на круглом светонесущем барабане, который придавал церкви стройные очертания. Фасады были украшены перспективными арками и пилястрами.
В композиции храма господствовала вертикаль. Несоразмерностъ поперечных и вертикальных размеров церкви еще в 1867 г. отметил инженер Рыдзевский, тщательно обследовавший храм. Благодаря этой особенности она являлась архитектурной доминантой в городской застройке.
Интерьер храма формировался подпружными арками и парусами опиравшихся на четыре крестообразных в сечении столба. Они, в свою очередь, поддерживались четырьмя изящными мраморными колоннами. увенчанными резными капителями. Колонны, как и капители, были сделаны из сероватого с голубыми прожилками мрамора. Этот сорт мрамора добывали на острове Проконнсс в Эгейском море вплоть до конца VIII в (Проконесские каменоломни Пресвятой Девы Марии перестают функционировать в первой четверти VII века.
Элементы храма, вероятней, являются местными сполиями, в т.ч. местного храма Святых Апостолов. Как правило, старались использовать местные сполии.). Здесь же находились мастерские, где изготовляли различные архитектурные детали. Впоследствии готовые изделия направлялись во все концы Византийской империи и украшали храмы Константинополя, Равенны, Афин, Венеции и многих других городов.
Капители керченской церкви относятся к одному из самых ранних типов византииско-коринфских капителей и датируются концом V – началом VI вв.
Еще в конце XIX в. исследователь средневековой Таврики А.Л. Бертье-Делагард обратил внимание на сборный характер капителей и колонн, которые даже не совпадали по диаметру. Кроме того, было хорошо заметно, что тонкие, изящные колонны и не менее причудливые капители не вписываются в строгое, несколько тяжеловесное убранство интерьера. На этом основании Н.П. Кондаков предположил, что на месте церкви Иоанна Предтечи раньше находился более древний храм, который, судя по колоннам, имел базиликальную форму. По мнению исследователей, колонны и капители, изготовленные задолго до постройки церкви были взяты из древней базилики. Подобные случаи известны в Херсоне, когда крестово-купольные храмы построенные в IX в., украшались мраморными деталями из полуразрушенных христианских храмов юстиниановского времени.
Для улучшения акустических свойств, в паруса церкви были вмонтированы небольшие амфоры. Несколько из них было обнаружено пол слоем поздней штукатурки во время реставрационных работ.
Вокруг церкви, по древнему обычаю, на протяжении нескольких столетий совершались захоронения. Во время раскопок были обнаружены десятки могил, устроенных в виде каменных ящиков. Некоторые из них служили семейными усыпальницами. Внутри таких погребений обычно содержались останки нескольких человек. Судя по немногочисленному скромному инвентарю, большинство могил относилось к XII–XV вв., хотя самые ранние можно датировать временем постройки храма
Благодаря прекрасной сохранности, церковь издавна привлекала внимание путешественников и ученых. Первые упоминания о ней относятся к 1334 г., когда ее посетил арабский путешественник Ибн-Батута. В 1634 г. церковь подробно описал монах-доминиканец Эмиддио Дортелли д'Асколи. Он донес до нас очень интересную, но неправдоподобную легенду, согласно которой церковь была найдена в море. В этом путешественника убеждали многочисленные отпечатки морских ракушек на блоках известняка-ракушечника, из которых сложены стены и своды храма. В 1666 г. в своей «Книге путешествий» Эвлия Челеби, описывая «прекрасный замок Керчь», упомянул и о «церкви неверных», которую построили, по его мнению, во времена владычества генуэзцев.
После присоединения к России, в 1783 г. в Крыму создалась благоприятная обстановка для изучения его древностей. К концу XIX в. в науке сформировалось две точки зрения относительно времени постройки храма. Большинство ученых датировали его первой половиной–серединой VIII в. При этом в качестве аргумента использовали надпись, обнаруженную на северной колонне храма. В переводе В.В. Латышева, надпись, написанная на греческом языке, выглядела следующим образом «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта 10, в лето от Адама 6265». Таким образом получается, что Кириак скончался в 757 г.
Другие исследователи считали, что колонна, которая была взята из более древнего храма, попала в церковь Иоанна Предтечи уже с надписью. Следовательно, храм относился к позднему времени. На основании архитектурных особенностей они датировали его X и XII вв.
Этот сложный вопрос был окончательно разрешен лишь после того, как в 60-х гг. XX в., внутри храма и вокруг него были проведены археологические раскопки под руководством Т.И. Макаровой. Используя вновь полученные данные, ученые смогли воссоздать в целом историю храма.
Место, на котором находится церковь Иоанна Предтечи, было за селено человеком относительно поздно, в первые века нашей эры. До этого, судя по мощному слою стерильного, без всякой примеси керамики, морского песка, где-то поблизости проходила береговая полоса В начале VI в., после того как центр Боспора переместился с вершины горы Митридат к ее подножию, здесь был построен большой храм-базилика. В эпоху правления императора Юстиниана I строительство подобных храмов развернулось по всей империи. Не был исключением и Боспор. Во время раскопок внутри северной часовни церкви, ниже ее фундаментов, были обнаружены фрагменты древних монументальных кладок, сложенных из хорошо обработанных квадров известняка В восточной части храма выявили остатки древней апсиды, кривизна которой не совпадала с диаметром апсиды церкви Иоанна Предтечи Эти находки подтвердили гипотезу о существовании на этом месте древнего храма. Помимо этого, во время раскопок было собрано большое количество расколотых плит и архитектурных деталей, изготовленных из проконесского мрамора, излюбленного материала зодчих юстиниановской эпохи.
В 20 метрах к северу от церкви были обнаружены остатки монументального здания, носившего, по-видимому, общественно-культовый характер. Об этом свидетельствовали находки могилы, устроенной в полу здания, остатки фресок, оконных стекол и фрагмент большого мраморного ритуального сосуда-лутерия. Во время раскопок неоднократно встречались части архитектурных деталей, сделанных из проконесского мрамора. Помимо этого, внутри помещения были обнаружены колодец и большой резервуар для воды, которые и послужили ключом к разгадке назначения этой постройки. По мнению археологов, что был баптистерий – специальное здание для крещения вновь обращенных. А резервуар и мраморный лутерий служили соответственно купелями. Подобные крещальни обычно располагались недалеко от базилик и составляли с ними единый архитектурно-культовый комплекс. Такие комплексы известны в Херсоне и других крупных религиозных центрах Византии.
Дальнейшую историю базилики можно реконструировать, используя немногочисленный археологический материал, обнаруженный в засыпи ограбленной могилы внутри баптистерия. Судя по находкам небольших кусочков амфор, красного лака и стекла, могила была ограблена в промежутке между серединой VI и серединой VII вв. Как раз на этот отрезок времени, приходится тюркский погром 576 г., когда Боспор, судя по упоминавшейся выше строительной надписи дуки Херсона Евпатерия, был основательно разрушен. Именно с его восстановительной деятельностью можно связать реконструкцию баптистерия, во время которой ограбленная могила была засыпана, а поверх ее настлали новые мраморные полы. Но пострадала ли сама базилика, к сожалению, выяснить археологам пока еще не удалось.
В конце VII в. Боспор вновь становится ареной борьбы, но теперь уже между Византией и Хазарским каганатом, попытавшимся заявить свои права на имперские владения в Крыму. В результате этих событий была разрушена крещальня. На ее руинах были построены хазарские постройки. Однако базилика, по-видимому, не пострадала. На это косвенно указывает «надпись Кириака», датированная 757 г. Хазары, известные своей веротерпимостью, могли сохранить христианский храм, хотя территория самого комплекса значительно сократилась. Побывавший на Боспоре в конце VIII в. византийский монах Епифаний видел в городе большой храм во имя Святых Апостолов. Вполне вероятно, что под «большим храмом» Епифаний подразумевал обширные внутренние пространства базилики.
Гибель храма вероятно связана с событиями конца IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора. Но единственно, что может подтвердить это предположение – небольшой слой гари, обнаруженный в слоях этого времени во время раскопок внутри храма. Нельзя исключать, что перед постройкой новой церкви, старая, обветшавшая базилика была попросту снесена.
В конце IX – начале X вв. на руинах хазарского времени сооружаются жилые кварталы и церковь Иоанна Предтечи. Подобный ход событий прекрасно иллюстрируют данные археологических раскопок древней западной стены храма. Здесь были обнаружены остатки paзрушенной, а после снивелированной усадьбы VIII в. Как показали раскопки, кварталы строились уже с учетом храма. На это указывает на правление средневековой улицы, идущей к северному входу в церковь. Возведение нового храма несомненно было связано с усилением могущества Византии и Константинопольской патриархии в Крыму.
На протяжении следующих четырех столетий судьба храма остается практически неизвестной. Можно говорить лишь о нескольких небольших ремонтах. В XIV в. храм был капитально реконструирован. Первоначальные, граненые, апсиды исчезли под массивной грубой обкладкой из необработанных камней. Внутренние стены были покрыты слоем штукатурки и фресками.
Во время реставрации, с восточной части церкви, под поздними наслоениями были обнаружены лики святых. Цветовая гамма росписей была сильно ограничена. Складки одежды святых и их лица были окрашены в темно-красный цвет. Нимб над головой обведен коричневой и белой краской. По мнению исследователей, фрески можно было отнести к кругу работ мастеров школы Феофана Грека.
В дальнейшем в отдельные периоды турецкого господства церковь возможно, меняла свою конфессиональную принадлежность и превращалась в мечеть. Возможно поэтому были разобраны апсиды, и до наших дней не дошли фрески, которые были варварски соскоблены со стен и покрыты новым слоем штукатурки. Интересно отметить, что новый слой штукатурки был за мешан на шерсти. Такие растворы очень часто использовали мусульманские зодчие. Сейчас уже тяжело сказать, когда точно были уничтожены фрески, но в 1666 г. их еще видел Эвлия Челеби.
В результате строительства турецкой крепости, церковь оказалась посреди земляного вала. Чтобы в нее попасть, приходилось спускаться по нескольким ступенькам. Немногочисленная греческая община не могла поддерживать храм в хорошем состоянии, и он постепенно ветшал и разрушался.
После того, как в 1774 г. Керчь вошла в состав Российской империи, церковь была передана архипелажским грекам, поселенным в конце XVIII в. на южных рубежах империи.
Заботу о сохранности и восстановлении немногочисленных греческих церквей взяло на себя государство.
На протяжении XIX в. церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась. В 1801 г. с запада был пристроен небольшой придел. Тогда же, по-видимому, в его южную стену были вмонтированы древние надгробные стеллы, которые были обнаружены во время земляных работ (Периода Боспорского царства).
По крайней мере, уже в 1818 г. их уже видел адъютант Александра I А.И. Михайловский-Данилевский. Эти античные надгробия и сейчас можно увидеть на стене храма.
В 20-х годах XIX в. по генеральному плану одесского архитектора Франсуа Шаля, Керчь, как и многие южнорусские города, приобрела регулярную застройку. В 1827 г. на месте разобранной турецкой крепости была разбита прекрасная восьмигранная площадь, главным украшением которой становится церковь Иоанна Предтечи. В 1832–1834 гг. снова удлиняется западный притвор. Продолжая перспективу храма, он тоже делился колоннами на три нефа. С западной стороны к притвору была пристроена невысокая колокольня.Спустя несколько лет, в 1842 г., по проекту архитектора Александра Дигби, была сооружена новая, двухъярусная колокольня.
Причем зодчий постарался придать ей формы, максимально близкие к архитектуре византийских храмов. Ее фасады были украшены многочисленными фронтонами, нишами и карнизами-сандриками. В 1894–1896 гг. с северной стороны храма, на месте портала, сооруженного в первой четверти XIX в., была построена часовня.
Вплоть до закрытия большевиками в 20-е годы, церковь оставалась культурным и религиозным центром греческой общины. При ней содержалась греческая и русская церковноприходские школы. Каждым год, при огромном стечении народа, справлялся храмовый праздник. Снаружи храма, под стеклянным футляром, хранился камень с оттиском подобия человеческой стопы. Согласно легенде, он был оставлен апостолом Андреем Первозванным или Иоанном Предтечей. Во время праздников стопу аккуратно вынимали из футляра, заполняли водой и жаждущие могли черпать ее руками для исцеления своего недуга
Алтарь храма был украшен прекрасным резным иконостасом XVIII в. Он был сделан из орехового дерева и в 1857 г. покрыт позолотой. В центральной апсиде находился престол во имя покровителя церкви Иоанна Предтечи, в западном располагался жертвенник, а в правом – еще один престол, во имя святой Екатерины. При церкви хранились священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI в., рукописный «Апостол» XII в., иконы Богоматери и Иоанна Предтечи, икона Варвары Великомученницы (1703 г.), три старинных медных подсвечника и паникадило. Все эти реликвии погибли во время Великой Отечественной войны.
В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи является храмом Русской православной церкви. Это уникальный памятник средневекового зодчества, который является древнейшим действующим православным храмом Восточной Европы.

Литература:
Макарова Т.И. Боспор-Корчев по археологическим данным // Византийская Таврика. Киев, 1991.
Макарова Т.И. Боспор-Корчев // Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. IV–XIII века. Археология. М., 2003.
Макарова Т.И. Археологические раскопки в Керчи около церкви Иоанна Предтечи // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. VI. Симферополь, 1998.
Подосинов А.В. Керчь – город греческий, хазарский, русский // Восточная Европа в древности и средневековье. Политическая структура древнерусского государства. М., 1996.
Иваненко П.И., Иванина О.А. Керчь: история имени. Керчь, 1996.
Пономарев Л.Ю. Средневековая Керчь. Керчь, 1999.


Источник

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

phpBB [media]

_________________
Изображение Изображение Я В контакте. Группа В контакте.



За это сообщение автора Руслан поблагодарили - 4: Серго, Русская Версия, snowberry, Ленчик
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Церкви Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 08 окт 2013, 02:13 
Не в сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 18937
Изображения: 0
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 4235 раз.
Поблагодарили: 7266 раз.
Пункты репутации: 75
Глейки. Храм Божией Матери в честь Её иконы, именуемой Казанской.

Изображение

_________________
Изображение Изображение Я В контакте. Группа В контакте.



За это сообщение автора Руслан поблагодарили - 2: Серго, snowberry
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Церкви Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 08 окт 2013, 22:44 
Не в сети
Штатный раздолбай
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:03
Сообщений: 4253
Откуда: Город-Герой Керчь
Благодарил (а): 445 раз.
Поблагодарили: 941 раз.
Пункты репутации: 29
Руська, даю наколку. В Керчи есть единственная церковь староверов. Она также единственная в Крыму. священника у них нет, службу справляют сами. охранница - бабка, а службы только по воскресеньям. Расположена в Маме (самом посёлке). где именно - незнаю ,самому интересно побывать, думаю местные подскажут.

_________________
Ищу смысл в смысле
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Церкви Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 12 май 2015, 20:31 
Не в сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 18937
Изображения: 0
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 4235 раз.
Поблагодарили: 7266 раз.
Пункты репутации: 75
Свято-Александро-Невская церковь Керчи


Историк Андрей Носков продолжает рассказывать нам об истории различных зданий и мест Керчи.

В 1835 г. в Керчи на горе Митридат было построено здание музея. В 1837 г. музей древностей посетили император Николай I и наследник-цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II). Во время Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг керченский музей подвергся совершенному разграблению особенно со стороны англичан. По окончании войны, в 1858 г. было возбуждено ходатайство перед Городской думой об отводе участка земли для строительства нового музея. А здание на г. Митридат предполагалось обратить в церковь. По высочайшему повелению в 1859 г. здание было передано духовному ведомству для обращения в православную церковь. На общую сумму в 6278 рублей 48 копеек серебром в 1860 г. стало возможным произвести ремонт здания и устройство церкви.

Первым церковным старостой 3 марта 1861 г. (все даты до 1918 г. даны по ст. ст.) был утвержден керченский потомственный почетный гражданин Иван Петрович Митров. В том же году он пожертвовал в пользу храма различные церковные вещи на сумму 1784 рублей.

12 июня 1861 г. церковь освятил преосвященный Алексий, епископ Таврический и Симферопольский во имя св. блгв. кн. Александра Невского (престольный праздник 30 августа). По малочисленности прихода причт состоял из настоятеля и псаломщика. Первым настоятелем храма с 12 июля 1861 г. стал священник Николай Иоаннович Кумпан. В 1864 г. прихожан было 568 душ мужского и 578 душ женского пола. К 1883 г. прихожан стало 1859 душ. К приходу относились: «часть г. Керчи, и шесть деревень на пространстве 4-17 верст, Джаржава (ныне дачные участки южнее начала Феодосийского шоссе, Камыш-Бурун (деревня не существует, находилась в черте современного микрорайона Аршинцево), Ново-Александровка (исчезнувший населенный пункт, находился примерно в 1 км. севернее Чурубашского озера), Тобичик (ныне с. Челядиново), Чурубаши (ныне с. Приозерное) и Эльтиген.

С 1877 г. в стенах храма стали появляться трещины и с разрешения епископа причт и староста Александро-Невской церкви просили городского архитектора составить два чертежа и смету на работы по исправлению повреждений. Было принято решение произвести ремонт хозяйственным способом под наблюдением городского архитектора и комиссии, состоящей из причта, старосты и прихожан храма – специалиста в постройках М. Корецкого и бывшего городского техника отставного майора П. Я. Дмитриева.

Изображение

Здание Александро-Невской церкви на Митридате
(около 1890–не позднее 1901 гг.).


Однако к декабрю 1883 г. в стенах стали вновь появляться трещины и богослужение было запрещено с 7 января 1884 г., о чем прихожанам Александро-Невской церкви было объявлено 6 января 1884 г. по окончании Литургии. Предписывалось антиминс и наиболее ценные богослужебные сосуды перенести в Иоанно-Предтеченскую церковь, пока не будет найдено удобное помещение, которое можно было бы обратить в молитвенный дом. Однако обязательное условие о запрете впоследствии устраивать увеселительные или распивочные заведения в помещении, занимаемом молитвенным домом, оказались неприемлемыми для домовладельцев.

До устройства молитвенного дома причт и прихожане причислялись к Иоанно-Предтеченской церкви, богослужение же предписывалось совершать по очереди.

Указом Таврической духовной консистории (далее ТДК) от 13 июня 1884 г. за № 3521 благочинному предписывалось испросить у Городской думы приличное место (в центре прихода) для устройства небольшого молитвенного дома.

Строительный комитет был образован 9 декабря 1884 г. на собрании прихожан в составе: Александр Новиков; Георгий Куц; Иван Руссович; Григорий Найденов; Иоанн Литкевич; Николай Степанов; Матвей Подунай; Петр Левченко; Василий Пылаев; Филипп Серов; Антон Ерохин; Стефан Мельниченко; Иоанн Семенов; Иаков Ефимов.

Указом ТДК № 3528 от 15 июня 1887 г. благочинный был извещен об утверждении «Проекта на построение в Керчи временной каменной домовой Александро-Невской церкви, на месте, принадлежавшем купцу Тарасову». 16 июля 1887 г., в день освящения места, начались строительные работы. Они велись под наблюдением церковно-строительного комитета, причта, архитектора Солтыкевича и благочинного протоиерея И. Сербинова.

Изображение

Александро-Невская церковь, 2014


10 ноября 1887 г. был составлен Акт освидетельствования новопостроенной домовой Александро-Невской церкви «из штучного камня местной ракушечной породы, находящейся на Босфорской улице г. Керчи в I части… в ряду других построек», который подписали: капитаны Кириллов и Ильин, полицмейстер Томпофильский, председатель строительного комитета Анфим Алексеевич Золотарев, городской голова Александр Новиков, настоятель иерей Мелитон Станков, церковный староста Григорий Найденов, благочинный протоиерей Иоанн Сербинов.

Благочинный прот. И.Сербинов доложил Таврическому епископу, что «Александро-Невская церковь освящена (23 ноября 1887 г.) мною соборне».

Причт к концу XIX века состоял: - по указу ТДК от 20 августа 1893 г. из священника, второго священника на диаконской вакансии и диакона на псаломнической. К 1911 г. причт уже состоял из двух священников и двух псаломщиков.

К концу XIX века увеличилось и число прихожан. Если в 1889 г. прихожан было 2405 душ, то к 1899 г. их уже стало 3606. К приходу относилась та же часть города, пригороды Старый Карантин, Джарджава, Новосолдатская свободка, деревни Чурубаш, Ортели, Тобичик, Ново-Александровка, Ново-Васильевка, Эльтиген.

В Александро-Невском приходе в 1893 г. в имении вдовы статского советника Позерн при деревне Чурубаш, над могилой покойного её отца Василия Капустина была построена часовня.

В 1907 г. в Старом Карантине была освящена приписная Св.- Вознесенская церковь (ныне Св.-Успенская).

С 1 сентября 1891 г. в церковном флигеле была открыта церковно –приходская школа. В 1898 г. в ней обучались 41 мальчик и 36 девочек.

По благословению Таврического епископа с 5 июля 1900 г. начал действовать строительный комитет (председатель – протоиерей Димитрий Говоров) по постройке нового, постоянного, храма вместо временного в Александро-Невском приходе Керчи. Властями города вначале было предложено место в 73 квартале, которое не подошло по своим небольшим размерам. Причт и прихожане просили уступить часть Босфорской площади (размеры 50 х 50 сажен, ныне территория бывшей школы № 7) для строительства кроме постоянного здания Александро-Невской церкви, причтовых построек, церковно – приходской школы и приюта для приезжих богомольцев из деревень. Ежегодно 29 июня сюда уже много лет совершался Крестный ход для совершения водосвятного молебна. 4 ноября 1904 г. Городская дума отказала в отводе места под храм в 73-ем квартале и на Босфорской площади.

Февральский переворот 1917 года коснулся и Александро-Невской церкви. В 1919 г, предположительно, в храме совершали Богослужение священники 2-го Таманского полка и Конного партизанского графа Татищева отряда Вооружённых сил Юга России. После занятия Керчи в ноябре 1920г. соединениями РККА в храм, возможно, попала часть предметов из храмов частей Русской Армии генерала П. Н. Врангеля. 28 марта 1922 г. по акту № 23 из храма новые власти «изъяли» 3 фунта 16 золотников серебра. 1июня 1922 г. всего общий вес «изъятых» вещей составил 57 фунтов 16 золотников 48 долей серебра и 33 фунта меди. Колоколов числилось по одним сведениям девять штук общим весом 150 пудов 37 фунтов, по другим восемь.

31 октября 1923 г. Ефимий Степанович Звягинцев и Леонтий Тимофеевич Сидоренко за себя и по доверенности от нескольких лиц подписали договор с Керченским уездным исполнительным комитетом Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов о принятии «в бессрочное и бесплатное пользование» каменного храма с 11-ю оконными просветами и 3 дверями без купола и глав с богослужебными предметами.

Договор был перезаключен 1 июля 1924 г, а 18 июля 1924 г. была произведена регистрация Александро-Невской церкви.

В середине 1920-х годов причт и прихожане Св. Александро-Невской церкви вместе с причтами и прихожанами храмов: Св. Троицкого собора, Св.Афанасиевского, Св.Гавриило-Варваринского, Вознесенского (Старый Карантин), Аджимушкайского и Еникальского (Керченского благочиния) противостояли «обновленцам» и срывали антирелигиозную пропаганду властей.

Причину закрытия храма указали нач. Адмотучёта Опрышко, нач.адм.отд. Давыдов и зав.стол.рел.культов С. И. Фест : «…посещает в воскресные дни 10 – 15 старух, в праздники до 30. Все бывшие мещане, нэпманы, торговцы…предполагается использовать под Археологический музей и музей местного края». О запланированном и состоявшемся 16 марта 1930 г. закрытии Александро – Невской церкви прихожан даже не уведомили. Постановлением Президиума КерчРайисполкома от 20 марта 1930 г. церковь была ликвидирована. 20 апреля 1930 г. прихожане безрезультатно обратились в стол религиозных культов при КерчАдминотделе с заявлением о возврате храма. Прошение в КрымЦИК от 17 августа 1930 г. об открытии Александро-Невской церкви подписали 270 человек с Соляной (район г.Керчи) и более 100 жителей Джарджавы. 5 февраля 1931 г. уже на заседании Президиума ЦИК КрАССР было решено «ввиду требования рабочих церковь (Александро-Невскую) ликвидировать, здание передать музею». Новое ходатайство верующих от 7 июля 1931 г. о сохранении церкви осталось без ответа.

В годы Великой Отечественной войны во время боев в Керчи 13-15 ноября 1941 г. в здание бывшей Александро-Невской церкви попало несколько мин.

19 января 1946 г, по оценке Керченского горсовета, уполномоченному по делам РПЦ обл.исполкома Крыма об Александро-Невской церкви было доложено, что она «совершенно разрушена и неподдающихся определению в процентах разрушению».

В 1951 г. была начата реконструкция здания, высоту стен увеличили на 1,5 метра, сделано междуэтажное перекрытие, поддерживаемое двумя колоннами.

Постановлением Совета Министров АР Крым от 20 апреля 1993 г. здание было передано церковной общине. В Троицкую родительскую субботу 1993 г. (впервые после 1930 г.) в здании была отслужена панихида, а 6 декабря 1993 г. возобновлено Богослужение. В 1993-1994 гг Александро-Невская церковь была войсковым храмом Керченского казачьего союза (атаман Васягин Г. В.).

Настоятелем храма с момента его открытия в 1993 г. является протоиерей Сергий Коваль. В церкви служили священники Владимир Пучков, Евгений Маловичко, Аркадий Клименко, Георгий Кузьменко, Максим Кузнецов, Иоанн Пристинский, Алексий Якушев, Вадим Поляков, иеромонах Варнава (Шевелёнок).

17 сентября 2001 г. архиепископ Керченский Анатолий освятил храм во имя св. прп. Серафима Саровского в Керченской исправительной колонии №126, который опекают причт и прихожане церкви св. блгв. вл. кн. Александра Невского.

Изображение

Памятный крест и церковно-приходская школа. 2014 г.


В ограде храма Александра Невского ведутся отделочные работы в построенном здании церковно-приходской школы для детей и взрослых в честь свв. Равноапостольных Кирилла и Мефодия с баптистерием и колокольней. 6 декабря 2013 г, в память 750-летия представления св.блгв.вл.кн. Александра Невского митрополит Феодосийский и Керченский Платон освятил Памятный крест, установленный во дворе храма.

Автор публикации: Андрей Носков,
Член Крымской республиканской общественной организации
«Таврический Центр Военной Истории»


Источник

_________________
Изображение Изображение Я В контакте. Группа В контакте.



За это сообщение автора Руслан поблагодарил: Ленчик
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Церкви Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 12 май 2015, 21:17 
Не в сети
Мастер Слова
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 мар 2014, 15:17
Сообщений: 293
Откуда: Мурманск-Керчь
Благодарил (а): 107 раз.
Поблагодарили: 67 раз.
Пункты репутации: 5
Crazy писал(а):
Руська, даю наколку. В Керчи есть единственная церковь староверов. Она также единственная в Крыму. священника у них нет, службу справляют сами. охранница - бабка, а службы только по воскресеньям. Расположена в Маме (самом посёлке). где именно - незнаю ,самому интересно побывать, думаю местные подскажут.


Если идти направо от остановки, то мимо церкви не пройдешь. Она стоит по левую сторону ближе к морю и перед ней выход к морю. Это старое не высокое здание из ракушечника. Оно отличается от других домов. Если идти на Зюк по поселку то она будет на пути. Я там была :smu:sche_nie: . Службы проводят как во всех храмах в выходные и праздники, священник приезжает, контингент - местные жители, ни разу не видела там отдыхающих. Несколько лет назад ее обокрали, унесли почти все иконы, местные восстанавливали, приносили у кого что есть.



За это сообщение автора snowberry поблагодарил: Русская Версия
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Церкви Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 14 янв 2017, 04:12 
Не в сети
Хранитель Форума

Зарегистрирован: 16 дек 2014, 14:03
Сообщений: 2248
Благодарил (а): 186 раз.
Поблагодарили: 459 раз.
Пункты репутации: 60
Сумароков, Павел Иванович (1760-1846).
Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году, / Павлом Сумароковым. ; С историческим и топографическим описанием всех тех мест. - Москва : Унив. тип., у Ридигера и Клаудия, 1800
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003338361#?page=78
Изображение
Всё-таки в Еникале было 2 церкви.



За это сообщение автора kalashik поблагодарил: Русская Версия
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Церкви Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 14 янв 2017, 22:22 
Не в сети
Хранитель Форума

Зарегистрирован: 16 дек 2014, 14:03
Сообщений: 2248
Благодарил (а): 186 раз.
Поблагодарили: 459 раз.
Пункты репутации: 60
Приходы Крыма 1886г.
http://rusfolder.com/45487302
Керчь начинается на 244 странице


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Церкви Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 15 янв 2017, 00:25 
Не в сети
Хранитель Форума

Зарегистрирован: 16 дек 2014, 14:03
Сообщений: 2248
Благодарил (а): 186 раз.
Поблагодарили: 459 раз.
Пункты репутации: 60
Ибн Баттута (1334)
Мы добрались (морем из Синопа) до гавани, называемой Керчью, и хотели войти в нее, но люди, находившиеся на горе, дали нам знак, чтобы мы не входили. Мы побоялись за себя, подумали, что тут суда неприятельские, и вернулись (в море), не смотря на (близость) суши. Когда мы (снова) подошли к ней, я сказал хозяину судна: «я хочу сойти здесь». Он спустил меня на берег.
Я увидел церковь, направился к ней, застал в ней монаха, и на одной из стен церкви увидел изображение мужчины арабского в чалме, опоясанного мечом и с копьем в руке. Перед ним горела лампада. Я сказал монаху: «что это за изображение?» Он ответил: «это изображение пророка Али», и я удивился ответу его.

http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Batt ... ext1.phtml
Флуд:
Такой что ли мужчина?
ИзображениеИзображение
VOYAGES D'IBN BATOUTAH: TEXT ARABE, ACCOMPAG
Авторы: Ibn Batuta,Charles Defrémery,Beniamino Raffaello Sanguinetti (1874)
ИзображениеИзображение
(Lorsque nous en approchâmes, je dis au maître du vaisseau : «Je veux descendre «ici.» Il me fit descendre sur le rivage. J'y vis une église, je m'y rendis et y trouvai un moine. J'aperçus, sur une des murailles de l'église, la représentation d'un Arabe, coiffé d'un turban el ceint d'une épée. Dans sa main était une lance et devant lui brûlait une lampe. Je dis au moine : «Quelle est « cette figure ? » Il me répondit : * C'est la figure du prophète Ali, ^ <#ÂÎt . » Je fus étonné de sa réponse. Nous passâmes cette nuit dans l'église et nous fîmes cuire un poulet; mais nous ne pûmes le manger; car il était au nombre des provisions que nous avions embarquées dans le vaisseau , et l'odeur de la mer s'était imprégnée dans tous les objets qui se trouvaient à bord

Фрагмент средневековой карты
Изображение

ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ (1660е годы)
КНИГА ПУТЕШЕСТВИЙ
Описание прекрасной крепости Керчь
Имеется всего одна грязная баня. Есть 10 лавчонок и 50 складов каменной кладки. Имеется и церковь неверных. Это был древний храм генуэзских франков, что ясно по изображениям.
http://drevlit.ru/texts/ch/chelebi465.php

Томилов Роман Никифорович (1771)
ИзображениеИзображение

ИОГАНН ТУНМАНН
КРЫМСКОЕ ХАНСТВО
1777 -1784
3. КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ

1) Керш, по русскому произношению Керчь, маленький городок на Каффинском проливе, лежит на склоне крутой горы и простирается от SO к NW. Он окружен высокой стеной и имеет укрепление на юго-восточном конце с семью башнями, а между укреплениями и гаванью — каменную плотину. Дома почти все каменные, одноэтажные с плоскими крышами. В начале этого столетия насчитывали в нем 22 мечети и две греческих церкви. Гавань великолепна, в ней могут стоять вполне безопасно более двухсот судов. Древнее название этого города было Пантикапей. Его основали милетцы 221 в первой половине шестого столетия до Р. X. Вначале он был свободен. Но в 480 г. до Р. X. он попал под владычество археанактидов 222. Во времена Демосфена город назывался уже также Боспор; он был тогда велик и богат и вел обширную торговлю. В 63 г. до Р. X. здесь скончался великий Митридат 223. Город оставался до конца четвертого столетия резиденцией местных царей. В 275 г. он был завоеван херсонцами; завоевывался он потом и венграми в 465 г. и вторично в 528 г. 224. Но вскоре византийские императоры опять отняли его у них. В 576 г. покорили его турки. С 679 г. город признал верховную власть хазар, которые имели здесь наместника. Он оставался, однако, в связи с византийской империей. Во время Никейского церковного собора он не только имел своего епископа, но и епископ крымских готов также находился здесь. В 840 г. город получил архиепископа, который, наконец, в тринадцатом столетии возвышен в сан митрополита. В 1333 г, он получил также латинского архиепископа, епархия которого простиралась и на Грузию. Город находился тогда под властью аланского (черкасского) князя Миллена, но был уже разоренным, и незначительным; после этого времени он еще более уменьшился. Винцент де Бовэ 225 впервые упоминает о нем в 1237 г., а затем Абульфеда в 1344 г. под теперешним названием. Генуэзцы же, имевшие здесь консула, называли его все [42] еще Восперо, Воспро и даже Аспро Монте. Наконец, ого завоевали русские в 1771 г. и удержали за собой по мирному договору 1774 г.

2) Ени-Кале, т. е. новая крепость (обычно Яни-Кале), город с укреплением на Каффинском проливе, где этот пролив наиболее узок. Турки основали его н 1703 г., чтобы воспрепятствовать проходу русских в Черное море. Они закончили его в 1706 г. Гавань его поместительна и надежна, но не может принимать больших судов. Русские овладели этим местом в 1771 г, и удержали его по миру в Кучук-Кайнарджи.

http://www.drevlit.ru/texts/t/tunmann.php



За это сообщение автора kalashik поблагодарил: putnik
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Церкви Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 16 янв 2017, 23:57 
Не в сети
Хранитель Форума

Зарегистрирован: 16 дек 2014, 14:03
Сообщений: 2248
Благодарил (а): 186 раз.
Поблагодарили: 459 раз.
Пункты репутации: 60
kalashik писал(а):
Сумароков, Павел Иванович (1760-1846).
Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году, / Павлом Сумароковым. ; С историческим и топографическим описанием всех тех мест. - Москва : Унив. тип., у Ридигера и Клаудия, 1800
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003338361#?page=78
Изображение
Всё-таки в Еникале было 2 церкви.

И таки да:
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003547586#?page=399
Гермоген (Добронравин Константин Петрович; епископ Псковский и Порховский; 1820-1893.).
Таврическая епархия / [Соч.] Гермогена, еп. Псковского и Порховского, бывшего Таврического и Симферопольского. - Псков : тип. Губ. правл., 1887. - [2], IV, 520 с.
Сноска №4
Изображение
Записки Одесского общества:
http://www.library.chersonesos.org/show ... ion_code=5
Том 1 ( 1844 ) п. 52
Изображение
http://www.library.chersonesos.org/show ... ion_code=5
Том 13 ( 1883 )
Изображение
Изображение
Еще интересные сведения на 1794г.:
В Керчи дворов 48, мужчин 192, женщин 163, всего 366
В Еникале дворов 66, мужчин 190, женщин 169, всего 359, купцов 30, мещан 42 (видимо взрослые мужчины)
Но в основном, так понимаю, военные

Также, читаем сноску №3:
В 3х верстах от Еникале а местности Агиана, была большая церковь. На 1887 следов ее уже нет. (Аджи - могли допустить неточность в написании названия, но там 6 верст, а вот Маяк вполне себе подходит - 3 версты)
Похоже Маяк: у Томилова мыс назван Яна Бурны
А Агиана можно назвать как Аги-Яна
Изображение

Также, прошу заметить информацию по монастырю в Катерлезе
Официально он основан сильно позднее, однако, на старой карте (1860 http://www.retromap.ru/m.php#l=1418608& ... =36.438680) обратил внимание на огражденную местность там, где позже был монастырь.
Изображение
Напомню, новый монастырь был основан в 1857г. То ли на карте он уже обозначен - то ли это остатки старого.
Официальна версия гласит следующее:
Архиепископ Иннокентий (Борисов), возглавивший в 1848 году Херсонскую и Таврическую епархию, однажды посетил селение вместе с керченским градоначальником князем Херхеулидзе и предложил построить на этом месте часовню в честь Святого Георгия. Строителями были выбраны почетные граждане Керчи Николай Джанбеков и Феодор Сазонов.
Вот только запись в Записках Одесского общества появилась в 1844. Т.е. было предложено не построить монастырь (сначала часовню), а восстановить

Может кто подскажет что за местность Агиана?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group (блог о phpBB)
Сборка создана CMSart Studio
Тех.поддержка форума
Анализ сайта